Неточные совпадения
Напрасно подумали бы, что это есть насмешка, — каррикатура
исторических описаний. Напротив, это есть самое мягкое выражение тех противоречивых и не отвечающих на вопросы ответов, которые дает вся история, от составителей мемуаров и историй отдельных государств до общих историй и нового рода историй
культуры того времени.
Историки
культуры совершенно последовательны по отношению к своим родоначальникам, — общим историкам, ибо если
исторические события можно объяснять тем, что некоторые люди так-то и так-то относились друг к другу, то почему не объяснить их тем, что такие-то люди писали такие-то книжки?
Но почему умственная деятельность людей представляется историками
культуры причиной или выражением всего
исторического движения, — это понять трудно.
Но не говоря о внутреннем достоинстве этого рода историй (может быть, они для кого-нибудь или для чего-нибудь и нужны), истории
культуры, к которым начинают более и более сводиться все общие истории, знаменательны тем, что они, подробно и серьезно разбирая различные религиозные, философские, политические учения, как причины событий, всякий раз, как им только приходится описать действительное
историческое событие, как например поход 12-го года, описывают его невольно, как произведение власти, прямо говоря, что поход этот есть произведение воли Наполеона.
Говоря таким образом, историки
культуры невольно противоречат самим себе, они доказывают, что та новая сила, которую они придумали, не выражает
исторических событий, а что единственное средство понимать историю есть та власть, которой они будто бы не признают.
Неизбежность понятия о власти, для объяснения
исторических явлений, лучше всего доказывают сами общие историки и историки
культуры, мнимо отрешающиеся от понятия о власти и неизбежно на каждом шагу употребляющие его.
В разных социальных идеологиях, «частных» по своему пафосу, много говорится о «буржуазности» государства, национальности, «буржуазности» всех исторических организмов и
исторических культур.
Неточные совпадения
Внутренне этот
исторический поворот подготовлялся духовным кризисом европейской
культуры, крахом позитивизма и материализма новейшего европейского сознания, разочарованием в жизни, жаждой новой веры и новой мудрости.
Поистине всякий человек есть конкретный человек, человек
исторический, национальный, принадлежащий к тому или иному типу
культуры, а не отвлеченная машина, подсчитывающая свои блага и несчастья.
Национальность есть проблема
историческая, а не социальная, проблема конкретной
культуры, а не отвлеченной общественности.
Все
историческое и мировое в человеке принимает форму глубоко индивидуальных инстинктов, индивидуальной любви к своей национальности, к национальному типу
культуры, к конкретным
историческим задачам.
Россия совмещает в себе несколько
исторических и культурных возрастов, от раннего средневековья до XX века, от самых первоначальных стадий, предшествующих культурному состоянию, до самых вершин мировой
культуры.