Неточные совпадения
Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что̀ происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что̀ было вне его, не имело для него
значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его
воли.
Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его
воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их
значение, и в виду этого
значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной
воли, направленной на другое.
Ежели бы история удержала старое воззрение, она бы сказала: Божество, в награду или в наказание своему народу, дало Наполеону власть и руководило его
волей для достижения своих божественных целей. И ответ был бы полный и ясный. Можно было веровать или не веровать в божественное
значение Наполеона; но для верующего в него, во всей истории этого времени, всё бы было понятно и не могло бы быть ни одного противоречия.
Отрешившись от прежнего воззрения на божественное подчинение
воли народа одному избранному и на подчинение этой
воли Божеству, история не может сделать ни одного шага без противоречия, не выбрав одного из двух: или возвратиться к прежнему верованию в непосредственное участие Божества в делах человечества, или определенно объяснить
значение той силы, производящей исторические события, которая называется властью.
Одни историки, не понимая, в простоте душевной, вопроса о
значении власти, те самые частные и биографические историки, о которых было говорено выше, признают как будто, что совокупность
воль масс переносится на исторические лица безусловно, и потому, описывая какую-нибудь одну власть, эти историки предполагают, что эта самая власть есть одна абсолютная и настоящая, а что всякая другая сила, противодействующая этой настоящей власти, есть не власть, а нарушение власти, — насилие.
Какая причина исторических событий? — Власть. Чтò есть власть? — Власть есть совокупность
воль, перенесенных на одно лицо. При каких условиях переносятся
воли масс на одно лицо? — При условиях выражения лицом
воли всех людей. Т. е. власть есть власть. Т. е. власть есть слово,
значение которого нам непонятно.
В этом противоречии заключается вопрос о свободе
воли, с древнейших времен занимавший лучшие умы человечества и с древнейших времен постановленный во всем его громадном
значении.
— Нет-с: именно в деле с немцем, который без расчета шагу не ступит и, как говорят, без инструмента с кровати не свалится; а во-вторых, не слишком ли вы много уже придаете
значения воле и расчетам? Мне при этом всегда вспоминаются довольно циничные, но справедливые слова одного русского генерала, который говорил про немцев: какая беда, что они умно рассчитывают, а мы им такую глупость подведем, что они и рта разинуть не успеют, чтобы понять ее. И впрямь, господа; нельзя же совсем на это не понадеяться.
Неточные совпадения
Московский университет вырос в своем
значении вместе с Москвою после 1812 года; разжалованная императором Петром из царских столиц, Москва была произведена императором Наполеоном (сколько
волею, а вдвое того неволею) в столицы народа русского.
Значение злой
воли в человеческой жизни недооценивалось.
Старая, отжившая шляхетская «
воля», лишенная смысла и
значения, выражалась в карикатурных формах.
Принципиально, духовно обоснованный анархизм соединим с признанием функционального
значения государства, с необходимостью государственных функций, но не соединим с верховенством государства, с его абсолютизацией, с его посягательством на духовную свободу человека, с его
волей к могуществу.
Заповедь «не убей» имеет принудительное
значение для мира, не победившего в себе
воли к убийству.