Неточные совпадения
— А здесь, братец,
народ вовсе оголтелый
пошел. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец
пошел.
Соня вышла в коридор, чтоб итти в амбар. Николай поспешно
пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося
народа.
Но чем дальше он
шел, чем больше он развлекался всё прибывающим и прибывающим у Кремля
народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям.
Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего
народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон
идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много
народу, куда-то спешащего, много солдат, но так же как и всегда ездили извозчики, купцы стояли у лавок, и в церквах
шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте, все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин
пошел с
народом в собор, где поднимали Смоленскую чудотворную икону.
— Ты вздор-то оставь, и
народу скажи, чтобы собирались из домов
идти в Москву и готовили подводы завтра к утру под княжнин обоз, да сам на сходку не ходи. Слышишь?
— Ах, этот ваш граф, — с злобой заговорила княжна, — это лицемер, злодей, который сам настроил
народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и
слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил ее
народ за то, что она по-французски заговорила…
Итак Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя
славу русского войска и
народа) описывают его.
Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и отданной на жертву огню (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем, только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшею
славой русского
народа.
Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда негодное оружие пьяному сброду, то поднимал образà, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на 136 подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал
славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал
народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это
народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г-жу Обер-Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт-директора Ключарева; то сбирал
народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтоб отделаться от этого
народа, отдавал ему на убийство человека, и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по-французски стихи о своем участии в этом деле, [Je suis né Tartare. Je voulus être Romain. Les Français m’appelèrent barbare. Les Russes — Georges Dandin.
— И
пойдем, ишь ты! И
пойдем… ишь ты, — повторяли друг за другом целовальник и высокий малый, и оба вместе двинулись вперед по улице. Окровавленный кузнец
шел рядом с ними. Фабричные и посторонний
народ с говором и криком
шли за ними.
— Что пустое говорить! — отзывалось в толпе. — Как же, так и бросят Москву-то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших
идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что̀ народ-то бает, — говорили, указывая на высокого малого.
Когда Пьер, обежав дворами и переулками, вышел назад с своею ношей к саду Грузинского, на углу Поварской, он в первую минуту не узнал того места, с которого он
пошел за ребенком: так оно было загромождено
народом и вытащенными из домов пожитками.
Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь
шла по старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский
народ.
— Mais si jamais il fut écrit dans les decrets de la Divine Providence, [Но если бы предназначено было божественным провидением,] — сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, — que ma dinastie dût cesser de régner sur le trône de mes ancêtres, alors, après avoir épuisé tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croître la barbe jusqu’ici (государь показал рукой на половину груди), et j’irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutôt, que de signer la honte de ma patrie et de ma chère nation, dont je sais apprécier les sacrifices!.. [чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор, и скорее
пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого
народа, жертвы которого я умею ценить!..]
— Sire! — сказал он, — Votre Majesté signe dans ce moment la gloire de sa nation et le salut de l’Europe! [Государь! ваше величество подписывает в эту минуту
славу своего
народа и спасение Европы!]
Но между человеком, который говорит, что
народы Запада
пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее и других планет.
— Народу-то! Эка
народу!.. И на пушках-то навалили! Смотри: меха… — говорили они. — Вишь, стервецы, награбили… Вон у того-то сзади, на телеге… Ведь это — с иконы, ей Богу!.. Это немцы должно быть. И наш мужик, ей Богу!.. Ах, подлецы!.. Вишь навьючился-то, насилу
идет! Вот-те на, дрожки и те захватили!.. Вишь уселся на сундуках-то. Батюшки!.. Подрались!..
Цель
народа была одна: очистить свою землю от нашествия. Цель эта достигалась во-первых сама собою, так как французы бежали и потому следовало только не останавливать этого движения. Во-вторых, цель эта достигалась действиями народной войны, уничтожавшей французов, и в-третьих тем, что большая русская армия
шла следом за французами, готовая употребить силу в случае остановки движения французов.
Александр Первый, для движения
народов с востока на запад и для восстановления границ
народов, был также необходим, как необходим был Кутузов для спасения и
славы России.
Кутузов не понимал того, чтó значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского
народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей
славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.
Король прусский
посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь Кесарей; папа, блюститель святыни
народов, служит своею религией возвышению великого человека.
Сделавшись императором, он опять
пошел убивать
народ в Италии, Австрии и Пруссии.
При дворцовых революциях, в которых участвуют иногда два-три человека, переносится ли тоже воля масс на новое лицо? При международных отношениях переносится ли воля масс
народа на своего завоевателя? В 1808-м году воля Рейнского Союза была ли перенесена на Наполеона? Воля массы русского
народа была ли перенесена на Наполеона во время 1809 года, когда наши войска
шли в союзе с французами воевать против Австрии?
Папы, короли и рыцари побуждали
народ к освобождению святой земли; но
народ не
шел, потому что та неизвестная причина, которая побуждала его прежде к движению, более не существовала.
Когда дело
идет о переселении
народов, никому уже в наше время не приходит в голову, чтобы от произвола Аттилы зависело обновить европейский мир.