Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает
историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с бо̀льшими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.
Неточные совпадения
Только одна бессознательная деятельность приносит плоды и человек играющий роль в
историческом событии никогда не понимает его
значения.
Казалось бы, всё равно понимать
значение исторического события так или иначе.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то, самое обыкновенное, — в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих
значений множителя не доставляет результатов, согласных с
историческими фактами.
Тогда только, выражая уравнениями известные
исторические факты, можно из сравнения относительного
значения этого неизвестного, надеяться на определение самого неизвестного.
Отрешившись от прежнего воззрения на божественное подчинение воли народа одному избранному и на подчинение этой воли Божеству, история не может сделать ни одного шага без противоречия, не выбрав одного из двух: или возвратиться к прежнему верованию в непосредственное участие Божества в делах человечества, или определенно объяснить
значение той силы, производящей
исторические события, которая называется властью.
От этого-то основного различия воззрения истории и науки прàва происходит то, что наука прàва может рассказать подробно о том, как, по ее мнению, надо бы устроить власть и чтó такое есть власть, неподвижно существующая вне времени; но на вопросы
исторические о
значении видоизменяющейся во времени власти, она не может ответить ничего.
Одни историки, не понимая, в простоте душевной, вопроса о
значении власти, те самые частные и биографические историки, о которых было говорено выше, признают как будто, что совокупность воль масс переносится на
исторические лица безусловно, и потому, описывая какую-нибудь одну власть, эти историки предполагают, что эта самая власть есть одна абсолютная и настоящая, а что всякая другая сила, противодействующая этой настоящей власти, есть не власть, а нарушение власти, — насилие.
Но в таком случае, если сила, двигающая народами, лежит не в
исторических лицах, а в самих народах, то в чем же состоит
значение этих
исторических лиц?
Какая причина
исторических событий? — Власть. Чтò есть власть? — Власть есть совокупность воль, перенесенных на одно лицо. При каких условиях переносятся воли масс на одно лицо? — При условиях выражения лицом воли всех людей. Т. е. власть есть власть. Т. е. власть есть слово,
значение которого нам непонятно.
Роковое значение имели слова ап. Павла: «Несть бо власть, аще не от Бога», которые не имели никакого религиозного значения, а лишь временное,
историческое значение.
Истинными завоевателями и колонизаторами сибирской украйны были голутвенные и обнищалые русские людишки, а Ермак шел уже по проторенной новгородскими ушкуйниками дорожке и имеет
историческое значение постольку, поскольку служил интересам исконной русской тяги к украйнам, этим предохранительным клапанам нашей исторической неурядицы.
Притом же характер этих обличений таков, что они имеют теперь уже только
историческое значение, и если кто решится увидеть в них какое-нибудь отношение к современности, тот докажет только, что он целым столетием опоздал родиться…
Неточные совпадения
Старые славянофильские идеалы были прежде всего идеалами частной, семейной, бытовой жизни русского человека, которому не давали выйти в ширь
исторического существования, который не созрел еще для такого существования [Я не касаюсь здесь церковных идей Хомякова, которые очень глубоки и сохраняют свое непреходящее
значение.].
Павла никакого религиозного
значения не имеют, их характер чисто
исторический и относительный, вызванный положением христиан в Римской империи.
Деление мира на Восток и Запад имеет всемирно-историческое
значение, и с ним более всего связан вопрос достижения всемирного единства человечества.
Слова апостола Павла имеют
историческое, а не религиозное
значение.
Вл. Соловьев, как и Достоевский, выходил за пределы
исторического христианства, и в этом его религиозное
значение.