Цитаты со словом «начальник»
Очень уж нынче часто приходится нам с
начальниками прощаться.
Приедет
начальник, не успеет к «благим начинаниям» вплотную приступить — глядь, его уж сменили, нового шлют!
Один
начальник как приехал, так первым делом приступил к сломке пола в губернаторском кабинете — и что же? сломать-то сломал, а нового на его место построить не успел! «Много, — говорил он потом, когда прощался с нами, — много намеревался я для пользы сделать, да, видно, Богу, друзья мои, не угодно!» И действительно, приехал на место его новый генерал и тотчас же рассудил, что пол надо было ломать не в кабинете, а в гостиной, и соответственно с этим сделал надлежащее распоряжение.
Но будет философствовать; расскажу о том, как мы на днях лишились своего
начальника. Но прежде считаю нелишним познакомить читателя с моей собственной особой.
Я человек преданный; все
начальники знают это и смотрят на меня одинаково; я, с своей стороны, тоже смотрю на всех начальников одинаково, потому что все они — начальники.
Всех
начальников я одинаково жалею, всем — одинаково радуюсь.
Знаю, что если
начальник без причины вспылит на меня, то он же, когда будет нужно, и простит меня.
Знаю, что я виноват; если не виноват в действительности, то виноват тем, что сунулся на глаза
начальнику не вовремя; потому что ведь и он тоже человек и по временам имеет надобность в уединении.
Весь город за это нас уважает, и когда случается провожать старого или встречать нового
начальника, то я всегда при этом играю видную роль.
«Встречать» — дело не трудное; тут чем больше pадушия, чем больше приветствий, тем лучше:
начальники это любят.
Возражают иные, что и здесь излишеством можно пересолить, потому что
начальник еще не заслужил; но начальник никогда так не думает, а думает, что он уж тем заслужил, что начальник.
Тут надобно так устроить, чтоб новый
начальник не обиделся излишними похвалами, отбывающему воздаваемыми, а думал бы только, что «и тебе то же со временем будет».
А потому, если отбывающий
начальник учинил что-нибудь очень великое, как, например: воздвигнул монумент, неплодоносные земли обратил в плодоносные, безлюдные пустыни населил, из сплавной реки сделал судоходную, промышленность поощрил, торговлю развил или приобрел новый шрифт для губернской типографии, и т. п., то о таких делах должно упомянуть с осторожностью, ибо сие не всякому доступно, и новый начальник самое упоминовение об них может принять за преждевременное ему напоминание: и ты, дескать, делай то же.
Но если отбывающий делал дела средние, как, например: тогда-то усмирил, тогда-то изловил, тогда-то к награде за отлично усердную службу представил, а тогда-то реприманд сделал, то о таких делах можно говорить со всею пространностью, ибо они всякому уму доступны, а следовательно, и новый
начальник будет их непременно совершать.
В особенности же надлежит быть мудрым в таких случаях, когда оба
начальника — и выбывающий, и вновь назначенный — налицо.
Итак, мы лишились нашего
начальника. Уже за несколько дней перед тем я начинал ощущать жалость во всем теле, а в ночь, накануне самого происшествия, даже жена моя — и та беспокойно металась на постели и все говорила: «Друг мой! я чувствую, что с его превосходительством что-нибудь неприятное сделается!» Дети тоже находились в жару и плакали; даже собаки на дворе выли.
Прежде всего, у
начальника отделения в послушании был, да еще не у одного, а у нескольких; по воскресеньям с праздником поздравлять ездил, по будням между тремя и четырьмя часами в департамент анекдоты рассказывать ходил!
При этом вопросе сердце мое мало-помалу поднималось: я начинал предчувствовать, что не буду оставлен без
начальника.
Мы оба задумались и стали в молчании ходить по кабинету (в первый раз в жизни я шел рядом с
начальником, а не следовал за ним «петушком»: несчастие уравнивает все ранги).
— Я думаю, нужно будет старому
начальнику прощальный обед устроить? — первый прервал я молчание.
Мы опять умолкли; я чувствовал, что на душе у меня смутно и что сердце опять начинает падать в груди, несмотря на то что сожаление о смене любимого
начальника умерялось надеждою на присылку другого любимого начальника.
— Только этим и замечателен новый
начальник? — вновь прервал я молчание.
— Это, ваше превосходительство, и для нового
начальника будет поощрением…
Представьте себе, что все стояло на своем месте, как будто ничего и не случилось; как будто бы добрый наш старик не подвергнулся превратностям судеб, как будто бы в прошлую ночь не пророс сквозь него и не процвел совершенно новый и вовсе нами не жданный
начальник!
— Нам остается утешаться, что новый наш
начальник будет столь же распорядителен, как и ваше превосходительство! — сказал я, пользуясь паузой.
— Нет, уж позвольте! такого
начальника у нас не было и не будет! — сказал он взволнованным голосом, выступая вперед.
— Браво! прекрасно! вот истинные отношения подчиненных к
начальникам!
Дань благодарности от всех неиспорченных сердец, той благодарности, о которой сейчас так красноречиво выразился мой достойный
начальник (вице-губернатор) и которую, ваше превосходительство, можете принять без всяких опасений, ибо здесь нельзя (крики кругом: «Да, нельзя, нельзя!») даже сказать подобно «древнему»: timeo Danaos et dona ferentes.
Новый
начальник либеральничает, новый начальник политиканит, новый начальник стоит на страже.
Даже дамы не остаются праздными; они наперерыв устраивают для нового
начальника спектакли, шарады и живые картины; интригуют его в маскарадах; выбирают в мазурке и при этом выказывают такое высокое чувство гражданственности, что ни одному разогорченному супругу даже на мысль не приходит произнести слово «бесстыдница» или «срамница»
Да; он не оставил нас, наш добрый старый
начальник; он поселился тут же, вместе с достойною своею супругой Анной Ивановной, в подгородном своем имении, и там, на лоне природы-матери, употребляет все усилия, чтобы блаженствовать.
Я сам посетил его в благоприобретенном селе Обиралове (и даже не скрыл этого от нового
начальника) и собственными глазами убедился, что он точно блаженствует.
— Это еще при мне началось, — сказал он, — в то время я осмелился подать следующий совет: если позволительно так думать, сказал я, то предоставьте все усмотрению главных
начальников!
О новом
начальнике старик или вовсе умалчивает, или выражается иносказательно, то есть начинает, по поводу его, разговор о древнем языческом боге Меркурии, прославившемся не столько делами доблести, сколько двусмысленным своим поведением, и затем старается замять щекотливый разговор и обращает внимание собеседников на молочные скопы и другие предметы сельского хозяйства.
Однажды зашла речь о пожарах, и некоторый веселый собеседник выразил предположение, что новый
начальник, судя по его действиям, должен быть, по малой мере, скрытный член народового жонда.
Потом-с, окружные
начальники, воспитанники училища правоведения, акцизные чиновники, контрольные чиновники, мировые посредники — это уже пионеры второй формации, пионеры с утонченными чувствами и деликатными манерами.
При этом известии с отставным
начальником совершается нечто необыкновенное. Он как бы впадает в восторженное забытье; ему мнится, что он куда-то въезжает на белом коне, что он облачен в светозарные одежды; что сзади его мириада исправников, сотских, десятских, а перед ним на коленях толпа…
«Три лекции о строгости» (план сего сочинения задуман и даже отчасти в исполнение приведен был еще во время административной деятельности старца, и вступительная (первая) лекция была читана в полном собрании гг. исправников и городничих; но за сие-то именно и был уволен наш добрый
начальник от должности!!!), «О необходимости административного единогласия, как противоядия таковому ж многогласию», «Краткое рассуждение об усмирениях, с примерами», «О скорой губернаторской езде на почтовых», «О вреде, производимом вице-губернаторами», «Об административном вездесущии и всеведении» И, наконец, «О благовидной администратора наружности».
Тем не менее (несмотря на строгость и горечь этого отказа) я и до сих пор не могу без благодарного умиления вспомнить о тех сладостных вечерах, которые мы проводили, слушая мастерское и одушевленное чтение нашего доброго, хотя и отставного
начальника.
Всякому она как будто говорила: посмотри, какая я мягкая, славная, сочная, добрая! и как должен быть счастлив со мной твой
начальник!
Но в тридцать лет Козелкова вдруг обуяла тоска. Перестал он рассказывать скандальные анекдоты, начал обижаться даваемыми ему в нос щелчками, и аккуратнее прежнего пустился ловить взоры
начальников. Одним словом, обнаружил признаки некоторой гражданственной зрелости.
— Господин Валяй-Бурляй! извините меня, но я должен сказать, что вы совсем не так говорите с своим прямым
начальником, как следует говорить подчиненному! Господа! обращаю ваше внимание на недоимку и в виду этого предмета убеждаю прекратить ваши раздоры! Недоимка — это, так сказать, государственный нерв… надеюсь, что мне больше не придется вам это повторять.
— Исполню, вашество! — возразил Фавори, чтобы вывести из затруднения обожаемого
начальника.
— Знаешь ли, что я полагаю? я полагаю, что обязанности
начальников края совершенно ни с чем не сообразны! — продолжал между тем Митенька, вдруг переставши стыдиться.
— Я полагаю, что
начальник края обязан заниматься, так сказать, одною внутреннею политикой! — продолжал умствовать Митенька.
— Я не об том говорю, — отвечал он, — я говорю об том, что
начальнику края следует всему давать тон — и больше ничего. А то представьте себе, например, мое положение: однажды мне случилось — а la lettre [Буквально (фр.).] ведь это так! — разрешать вопрос о выдаче вдовьего паспорта какой-то ратничихе!
— Нам надо дать возможность действовать, — прибавил он, — надо, чтобы
начальник края был хозяином у себя дома и свободен в своих движениях. Наполеон это понял. Он понял, что страсти тогда только умолкнут, когда префекты получат полную свободу укрощать их.
Начальники неутомимо стараются о том, чтобы окружить себя молодыми людьми, которые бы имели отчетливое понятие об английском проборе и показывали в приемах грацию.
Некоторые даже снимают с себя фотографические портреты в таком виде: посредине сидит молодой
начальник, по бокам — молодые подчиненные, — и, право, группы выходят хоть куда!
Начальник обыкновенно представляется нечто разъясняющим, подчиненные — понимающими.
Цитаты из русской классики со словом «начальник»
— Есть места министров, — говорил Петр Иваныч, — товарищей их, директоров, вице-директоров,
начальников отделений, столоначальников, их помощников, чиновников особых поручений, мало ли?
Вы, верно, знаете, что Семенов, наконец, асессор и
начальник отделения с 3500 р. жалования. Чижов также произведен в прапорщики и правит должность старшего адъютанта в штабе. Мне все это пишет мой племянник Гаюс из Омска…
[До 1875 г. каторгой на Сев<ерном> Сахалине управлял
начальник Дуйского поста, офицер, начальство которого жило в Николаевске.
Нет, если бы я был правительством, или военным министром, или
начальником генерального штаба, я бы распорядился: кончил юноша кадетский корпус — марш в полк рядовым.
Я отправился в канцелярию, и только вышел, встречаю знакомого генерала А.Д. Мартынова,
начальника штаба, в те дни замещавшего наказного атамана, бывшего в отпуску. Я ему сказал, что иду в канцелярию за справками.
Ассоциации к слову «начальник»
Синонимы к слову «начальник»
Предложения со словом «начальник»
- Он на тот момент, с декабря, уже не командир роты был, а на должности заместителя начальника штаба танкового батальона.
- – Заместителя начальника отдела безопасности вызывает секториат.
- – Выясните, что там случилось с крышей, – сказал президент начальнику охраны и сел в машину.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «начальник»
Значение слова «начальник»
НАЧА́ЛЬНИК, -а, м. Должностное лицо, руководящее, заведующее чем-л. Начальник цеха. Начальник заставы. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НАЧАЛЬНИК
Афоризмы русских писателей со словом «начальник»
- Все наши начальники суть чиновники, делопроизводители, бумажники. Жизнью им некогда заниматься, подмечать ее явления, проникать в ее причины, предугадывать следствия, прокладывать пути, облегчать сообщение, да и вообще делать добро, кроме бумажного, — у них вечно связаны руки.
- Плохо, что вот так у нас иногда бывает, когда уж совсем до какой-то невыносимой подлости дойдет ответственный начальник — тогда только снимают его. А может, он вообще не годился в руководители, не теми методами действовал…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно