Цитаты со словом «затвор»
Воевода грозно нахмурился, стараясь припомнить дьячка из Служней слободы. Мало ли у него народа по
затворам сидит. Но какая-то неожиданная мысль осенила воеводское чело, и старик подозвал капрала.
— Обознались, други милые, — ответил Арефа. — Поймали, да не ту птицу… Дьячок Арефа из
затвору едет, а взять с него нечего, окромя язв и ран.
Когда телега с Охоней скрылась, Арефа пал на землю и долго молился на святую обитель, о которой день и ночь думал, сидя в своем
затворе.
Только была одна причина, которая делала игумена Моисея бессильным: в Дивьей обители сидела в
затворе вот уже двадцать лет присланная из Петербурга неизвестная «болярыня».
Прямо из церкви уволокли Охонюшку в Дивью обитель и в
затвор посадили, а какая ее вина — не ведомо!..
— Матушка-воеводша, заступись! — вопила дьячиха. — На тебя вся надёжа… Извел нас игумен вконец и всю монастырскую братию измором сморил, да белых попов шелепами наказывал у себя на конюшне. Лютует не по сану… А какая я мужняя жена без мово-то дьячка?.. Измаялась вся на работе, а тут еще Охоню в
затвор игумен посадил…
Проходя монастырским двором, попадья показала глазами на отдельную избу, у которой ходил «профос» с ружьем, — это и был «
затвор» таинственной узницы Фоины, содержавшейся под нарочитым военным караулом царских приставов. Сестра Фоина находилась в «неисходном содержании под прикрытием сержанта Сарычева».
Опять Арефа очутился в узилище, — это было четвертое по счету. Томился он в
затворе монастырском у игумена Моисея, потом сидел в Усторожье у воеводы Полуекта Степаныча, потом на Баламутском заводе, а теперь попал в рудниковую тюрьму. И все напрасно… Любя господь наказует, и нужно любя терпеть. Очень уж больно дорогой двоеданы проклятые колотили: места живого не оставили. Прилег Арефа на соломку, сотворил молитву и восплакал. Лежит, молится и плачет.
Главная причина заключалась в том, что там томилась в
затворе именитая узница, а потом наехала воеводша Дарья Никитична, сильно не ладившая с воеводой благодаря девке Охоньке.
— Чего зря-то: неминучее дело. Не за себя хлопочу, а за сестер. Вон слухи пали, Гарусов бежал с своих заводов… Казачишки с ордой хрестьян зорят. Дойдут и до нас… Большой ответ дашь, игумен, за души неповинные. Богу один ответ, а начальству другой… Вот и матушка-воеводша с нами страдать остается, и сестра Фоина в
затворе.
— А я скажу, все скажу, — не унималась Досифея. — Все тебя боятся, а я скажу. Меня ведь бить не будешь, а в
затвор посадишь, за тебя же бога буду молить. Денно-нощно прошу смерти, да бог меня забыл… Вместе с обителью кончину приму. А тебя мне жаль, игумен, — тоже напрасную смерть примешь… да. Ох, как надо молиться тебе… крепко молиться.
Ее прямо должны были привезти в Дивью обитель и посадить в
затвор, как сидела инокиня Фоина.
— Как же, пали слухи и про него… Он теперь у них в чести и подметные письма пишет. Как-то прибегала в обитель дьячиха-то и рекой разливалась… Убивается старуха вот как. Охоньку в
затвор посадили… Косу ей первым делом мать Досифея обрезала. Без косы-то уж ей деваться будет некуда. Ночью ее привезли, и никто не знает. Ох, срамота и говорить-то… В первый же день хотела она удавиться, ну, из петли вынули, а потом стала голодом себя морить. Насильно теперь кормят… Оборотень какой-то, а не девка.
Больным местом готовившейся осады была Дивья обитель, вернее сказать — сидевшая в
затворе княжиха, в иночестве Фоина. Сам игумен Моисей не посмел ее тронуть, а без нее и сестры не пойдут. Мать Досифея наотрез отказалась: от своей смерти, слышь, никуда не уйдешь, а господь и не это терпел от разбойников. О томившейся в затворе Охоне знал один черный поп Пафнутий, а сестры не знали, потому что привезена она была тайно и сдана на поруки самой Досифее. Инок Гермоген тоже ничего не подозревал.
— Указу нет относительно
затвора, ничего не поделаешь, — повторял Пафнутий с сокрушением. — Связала нас княжиха по рукам и по ногам, а то всех сестер перевели бы к себе в монастырь. Заодно отсиживаться-то…
При занятии Дивьей обители оказали сопротивление только профосы и сержант Сарычев, сторожившие княжиху в
затворе.
Белоус сам вошел в
затвор, где неисходно томилась именитая узница.
Узница отнеслась к своей воле совершенно равнодушно и даже точно не поняла, что ей говорил атаман. Это была средних лет женщина с преждевременно седыми волосами и точно выцветшим от долгого сидения в
затворе лицом. Живыми оставались одни глаза, большие, темные, сердитые… Сообразив что-то, узница ответила с гордостью...
Ударил себя в грудь атаман, и глаза его сверкнули, а потом застонал он, зашатался и упал на скамью. Вовремя прибежал за ним слепец Брехун с поводырем и вывел атамана из
затвора.
Кинулся было Белоус назад в
затвор, да Брехун повис у него на руке и оттащил. Опять застонал атаман, но стыдно ему сделалось своих, а обитель кишела народом. А Охоня стояла на том же месте, точно застыла. Ах, лучше бы атаман убил ее тут же, чем принимать позор. Брехун в это время успел распорядиться, чтобы к затвору приставить своих и беречь затворниц накрепко.
— Была в Дивьей обители на
затворе, — а сейчас неведомо где.
— И близко не подходит к
затвору… Ну, пусть погорюет, а Охони все-таки не воротит… Уела добра молодца дивья красота.
Несколько раз ночью атаман подходил к
затвору, брался за дверную скобу — и уходил ни с чем: не хватало его силы.
Рейтары были уже совсем близко, у Калмыцкого брода через Яровую, когда Белоус, наконец, поднялся. Он сам отправился в
затвор и вывел оттуда Охоню. Она покорно шла за ним. Терешка и Брехун долго смотрели, как атаман шел с Охоней на гору, которая поднималась сейчас за обителью и вся поросла густым бором. Через час атаман вернулся, сел на коня и уехал в тот момент, когда Служнюю слободу с другого конца занимали рейтары [Рейтары — солдаты-кавалеристы.]. Дивья обитель была подожжена.
Когда на пожарище прибежали слободские мужики и хотели спасать из
затвора княжиху, последняя взбунтовалась в последний раз и не захотела выйти.
Неточные совпадения
— Легко ли ей в затворе-то сидеть, голубке? — жалела воеводша, качая головой. — Сказывают, из знатных персон она, а тут в отишие попала… Тоже живой человек.
Цитаты из русской классики со словом «затвор»
Стрелок снял винтовку с плеча, и я слышал, как он взвел курок
затвора.
— Расстрел! — пронеслось по рядам, и защелкали
затворы винтовок.
— Осечка, — сказал Глегола и открыл
затвор, чтобы вынуть испорченный патрон, но оказалось, что ружье его вовсе не было заряжено.
Затвор послушался, наконец открылся; намазанный салом патрон вошел в отверстие барабана; курок взвелся будто сам собою. Ничто не могло помешать смерти: револьвер был образцовый, офицерский, дверь была заперта, и никто не мог войти.
Три-четыре раза в день нужно было выходить из карцера: на топографические работы, на ротные учения, на стрельбу, на чистку оружия, на разборку и сборку всех многочисленных частей скорострельной пехотной винтовки системы Бердана, со скользящим
затвором номер второй, на долбление военных уставов — и потом возвращаться обратно под замок.
Ассоциации к слову «затвор»
Синонимы к слову «затвор»
Предложения со словом «затвор»
- Француз передёрнул затвор автомата, поднял ствол к верхушкам деревьев и дал короткую очередь.
- Удачливый папарацци – слова этого, конечно, ещё не было – щёлкнул затвором фотоаппарата.
- Усатые и бородатые казаки в черкесках и бешметах, в лохматых папахах, кинжалы и шашки в серебре на поясах, лихо погоняют коней, свистят, вытягивают клинки, снимают винтовки из-за спины, передёргивают затворы.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «затвор»
Значение слова «затвор»
ЗАТВО́Р, -а, м. 1. Разг. Приспособление для закрывания ворот, дверей, окон; запор, засов. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЗАТВОР
Дополнительно