Цитаты со словом «надушить»
Имел он состояние независимое, по прежней пропорции около тысячи
душ.
«Меня эти невинные глазки как бритвой тогда по
душе полоснули», — говаривал он потом, гадко по-своему хихикая.
Заранее скажу мое полное мнение: был он просто ранний человеколюбец, и если ударился на монастырскую дорогу, то потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему, так сказать, идеал исхода рвавшейся из мрака мирской злобы к свету любви
души его.
Чистые в
душе и сердце мальчики, почти еще дети, очень часто любят говорить в классах между собою и даже вслух про такие вещи, картины и образы, о которых не всегда заговорят даже и солдаты, мало того, солдаты-то многого не знают и не понимают из того, что уже знакомо в этом роде столь юным еще детям нашего интеллигентного и высшего общества.
Всего вероятнее, что он тогда и сам не знал и не смог бы ни за что объяснить: что именно такое как бы поднялось вдруг из его
души и неотразимо повлекло его на какую-то новую, неведомую, но неизбежную уже дорогу.
Приезд Алеши как бы подействовал на него даже с нравственной стороны, как бы что-то проснулось в этом безвременном старике из того, что давно уже заглохло в
душе его: «Знаешь ли ты, — стал он часто говорить Алеше, приглядываясь к нему, — что ты на нее похож, на кликушу-то?» Так называл он свою покойную жену, мать Алеши.
Он вдруг взял тысячу рублей и свез ее в наш монастырь на помин
души своей супруги, но не второй, не матери Алеши, не «кликуши», а первой, Аделаиды Ивановны, которая колотила его.
Просто повторю, что сказал уже выше: вступил он на эту дорогу потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему разом весь идеал исхода рвавшейся из мрака к свету
души его.
Прибавьте, что он был юноша отчасти уже нашего последнего времени, то есть честный по природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силой
души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью.
Старец — это берущий вашу
душу, вашу волю в свою душу и в свою волю.
Конечно, все это лишь древняя легенда, но вот и недавняя быль: один из наших современных иноков спасался на Афоне, и вдруг старец его повелел ему оставить Афон, который он излюбил как святыню, как тихое пристанище, до глубины
души своей, и идти сначала в Иерусалим на поклонение святым местам, а потом обратно в Россию, на север, в Сибирь: «Там тебе место, а не здесь».
Видя это, противники старцев кричали, вместе с прочими обвинениями, что здесь самовластно и легкомысленно унижается таинство исповеди, хотя беспрерывное исповедование своей
души старцу послушником его или светским производится совсем не как таинство.
Без сомнения, он поразил Алешу каким-нибудь особенным свойством
души своей.
Про старца Зосиму говорили многие, что он, допуская к себе столь многие годы всех приходивших к нему исповедовать сердце свое и жаждавших от него совета и врачебного слова, до того много принял в
душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрел прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно и даже какого рода мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал и почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово.
Монахи про него говорили, что он именно привязывается
душой к тому, кто грешнее, и, кто всех более грешен, того он всех более и возлюбит.
О, он отлично понимал, что для смиренной
души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное, всегдашнею несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему: «Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно есть на земле там-то, где-то святой и высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а, стало быть, когда-нибудь и к нам перейдет и воцарится по всей земле, как обещано».
Убеждение же в том, что старец, почивши, доставит необычайную славу монастырю, царило в
душе Алеши, может быть, даже сильнее, чем у кого бы то ни было в монастыре.
Многие из «высших» даже лиц и даже из ученейших, мало того, некоторые из вольнодумных даже лиц, приходившие или по любопытству, или по иному поводу, входя в келью со всеми или получая свидание наедине, ставили себе в первейшую обязанность, все до единого, глубочайшую почтительность и деликатность во все время свидания, тем более что здесь денег не полагалось, а была лишь любовь и милость с одной стороны, а с другой — покаяние и жажда разрешить какой-нибудь трудный вопрос
души или трудный момент в жизни собственного сердца.
Ведь жив он, жив, ибо жива
душа вовеки; и нет его в доме, а он невидимо подле вас.
Да и как это возможно, чтобы живую
душу да еще родная мать за упокой поминала!
— Разреши мою
душу, родимый, — тихо и не спеша промолвила она, стала на колени и поклонилась ему в ноги. — Согрешила, отец родной, греха моего боюсь.
Послушайте, вы целитель, вы знаток
души человеческой; я, конечно, не смею претендовать на то, чтобы вы мне совершенно верили, но уверяю вас самым великим словом, что я не из легкомыслия теперь говорю, что мысль эта о будущей загробной жизни до страдания волнует меня, до ужаса и испуга…
— Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии
души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно.
Во многих случаях, казалось бы, и у нас то же; но в том и дело, что, кроме установленных судов, есть у нас, сверх того, еще и церковь, которая никогда не теряет общения с преступником, как с милым и все еще дорогим сыном своим, а сверх того, есть и сохраняется, хотя бы даже только мысленно, и суд церкви, теперь хотя и не деятельный, но все же живущий для будущего, хотя бы в мечте, да и преступником самим несомненно, инстинктом
души его, признаваемый.
— Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие
души их? — спросил вдруг старец Ивана Федоровича.
— Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей
души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе.
— Я думал… я думал, — как-то тихо и сдержанно проговорил он, — что приеду на родину с ангелом
души моей, невестою моей, чтобы лелеять его старость, а вижу лишь развратного сладострастника и полнейшего комедианта!
— Эх, Миша,
душа его бурная. Ум его в плену. В нем мысль великая и неразрешенная. Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить.
А слышал давеча его глупую теорию: «Нет бессмертия
души, так нет и добродетели, значит, все позволено».
Человечество само в себе силу найдет, чтобы жить для добродетели, даже и не веря в бессмертие
души!
Миусов умолк. Произнеся последние слова своей тирады, он остался собою совершенно доволен, до того, что и следов недавнего раздражения не осталось в
душе его. Он вполне и искренно любил опять человечество. Игумен, с важностью выслушав его, слегка наклонил голову и произнес в ответ...
— Милости просим от всего сердца, — ответил игумен. — Господа! Позволю ли себе, — прибавил он вдруг, — просить вас от всей
души, оставив случайные распри ваши, сойтись в любви и родственном согласии, с молитвой ко Господу, за смиренною трапезою нашей…
— Простите, — сказал вдруг игумен. — Было сказано издревле: «И начат глаголати на мя многая некая, даже и до скверных некиих вещей. Аз же вся слышав, глаголах в себе: се врачество Иисусово есть и послал исцелити тщеславную
душу мою». А потому и мы благодарим вас с покорностью, гость драгоценный!
Это были почти болезненные случаи: развратнейший и в сладострастии своем часто жестокий, как злое насекомое, Федор Павлович вдруг ощущал в себе иной раз, пьяными минутами, духовный страх и нравственное сотрясение, почти, так сказать, даже физически отзывавшееся в
душе его.
«
Душа у меня точно в горле трепещется в эти разы», — говаривал он иногда.
А тут как нарочно случай появления на свет его шестипалого младенца и смерть его совпали как раз с другим весьма странным, неожиданным и оригинальным случаем, оставившим на
душе его, как однажды он сам впоследствии выразился, «печать».
— К ней и к отцу! Ух! Совпадение! Да ведь я тебя для чего же и звал-то, для чего и желал, для чего алкал и жаждал всеми изгибами
души и даже ребрами? Чтобы послать тебя именно к отцу от меня, а потом и к ней, к Катерине Ивановне, да тем и покончить и с ней, и с отцом. Послать ангела. Я мог бы послать всякого, но мне надо было послать ангела. И вот ты сам к ней и к отцу.
а я и четверти бутылки не выпил и не Силен. Не Силен, а силён, потому что решение навеки взял. Ты каламбур мне прости, ты многое мне сегодня должен простить, не то что каламбур. Не беспокойся, я не размазываю, я дело говорю и к делу вмиг приду. Не стану жида из
души тянуть. Постой, как это…
Чтоб из низости
душоюМог подняться человек,
С древней матерью-землею
Он вступи в союз навек.
Душу Божьего творенья
Радость вечная поит,
Тайной силою броженья
Кубок жизни пламенит;
Травку выманила к свету,
В солнцы хаос развила
И в пространствах, звездочету
Неподвластных, разлила.
Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в
душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы.
У меня деньги — аксессуар, жар
души, обстановка.
И все это еще только так, цветочки польдекоковские, хотя жестокое насекомое уже росло, уже разрасталось в
душе.
Сидел я тогда дома, были сумерки, и только что хотел выходить, оделся, причесался, платок
надушил, фуражку взял, как вдруг отворяется дверь и — предо мною, у меня на квартире, Катерина Ивановна.
И вот от меня, клопа и подлеца, она вся зависит, вся, вся кругом, и с
душой и с телом.
— Клянусь, Алеша, — воскликнул он со страшным и искренним гневом на себя, — верь не верь, но вот как Бог свят, и что Христос есть Господь, клянусь, что я хоть и усмехнулся сейчас ее высшим чувствам, но знаю, что я в миллион раз ничтожнее
душой, чем она, и что эти лучшие чувства ее — искренни, как у небесного ангела!
Пусть он мне даст только три тысячи из двадцати восьми, только три, и
душу мою из ада извлечет, и зачтется это ему за многие грехи!
— Ну и убирайся к черту, лакейская ты
душа. Стой, вот тебе «Всеобщая история» Смарагдова, тут уж все правда, читай.
— Не поедешь. Тебе подсматривать здесь за мной хочется, вот тебе чего хочется, злая
душа, оттого ты и не поедешь?
Неточные совпадения
— Только и говорит мне намедни Степанида Ильинишна Бедрягина, купчиха она, богатая: возьми ты, говорит, Прохоровна, и запиши ты, говорит, сыночка своего в поминанье, снеси в церковь, да и помяни за упокой. Душа-то его, говорит, затоскует, он и напишет письмо. «И это, — говорит Степанида Ильинишна, — как есть верно, многократно испытано». Да только я сумлеваюсь… Свет ты наш, правда оно аль неправда, и хорошо ли так будет?
Цитаты из русской классики со словом «надушить»
Он с нетерпением умылся, надел новый сюртук,
надушил чистый носовой платок цветочным одеколоном. Но когда он, уже совсем одетый, собрался выходить, его неожиданно остановил Гайнан.
Синонимы к слову «надушить»
Предложения со словом «надушить»
- Хотела надушить письмо духами, но в последний момент передумала.
- Если во сне вы надушили голову, этот сон означает, что чьё-то высокомерие ранит вас. Если такой сон видит женщина, ей следует опасаться неверности мужа.
- Почему не пожалела их на то, чтобы надушить страницы дурацкого учебника истории?
- (все предложения)
Сочетаемость слова «надушить»
Значение слова «надушить»
НАДУШИ́ТЬ, -душу́, -ду́шишь; прич. страд. прош. наду́шенный, -шен, -а, -о и надушённый, -шён, -шена́, -шено́; сов., перех. (несов. душить2). Опрыскать, смочить, пропитать духами, чем-л. душистым. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НАДУШИТЬ
Дополнительно