Неточные совпадения
Высказав теперь свои общие положения о трудах подобного рода, я уже смелее могу говорить о своем собственном труде, смелее могу предупредить, что это не
будет библиографический указатель и тем менее сводный список разных
статей, помещенных в «Собеседнике» и потом перепечатанных в разных изданиях.
Есть несколько
статей исторического и даже юридического содержания (4).
Статья «О начале российского театра» может
быть небесполезна и ныне.
Только отделы критики и новостей
были уничтожены здесь, потому вероятно, что «Собеседник» не назначал себе срочного времени для выхода, а выпускал свои книжки по мере накопления
статей.
В конце первой книжки напечатано уведомление издателей, чтобы все, кому угодно, присылали в редакцию критики на
статьи «Собеседника»: «ибо желание княгини Дашковой
есть, чтобы российское слово вычищалось, процветало и сколько возможно служило к удовольствию и пользе всей публики, а критика, без сомнения,
есть одно из наилучших средств к достижению сей цели».
По этому можно судить, каковы
были те
статьи, которые прямо расхваливали «Собеседник» (17).
По многим известиям, здесь
были также
статьи Хераскова (31), и действительно в «Собеседнике» находим несколько прозаических и стихотворных произведений, подписанных буквами М. X..
В «Собеседнике», таким образом, господствовало приятное разнообразие: стихи перемешаны
были с прозою, серьезные
статьи с шуточными, сатирические с дидактическими, которых, впрочем, надобно заметить,
было очень мало.
Открывалась книжка обыкновенно стихами; потом следовала какая-нибудь
статья в прозе, затем очень часто письмо к издателям; далее опять стихи и проза, проза и стихи. В средине книжки помещались обыкновенно «Записки о российской истории»; к концу относились «
Были и небылицы». Каждая
статья обыкновенно отмечалась особым нумером, как ныне главы в бесконечных английских романах, и число
статей этих в разных книжках
было весьма неодинаково. В первой их 33, в V — 11, в X — 17, в XV — 7, в XVI — 12 (41).
Стихи в «Собеседнике» не
были роскошью только, но, как в альманахах двадцатых годов, составляли его существенную часть. В подтверждение этого стоит указать только на то, что из 242
статей, напечатанных в 16 книжках «Собеседника», 110 стихотворений и что они занимают до 500 страниц из 2800, составляющих весь журнал.
Скоро сама она
стала заниматься ею, и профессорам Чеботареву и Барсову
было поручено доставлять императрице выписки из летописей.
Все войны и походы Владимира представляются славными и счастливыми, а к концу его царствования замечена следующая любопытная черта: «Владимир, находя по сердцу своему удовольствие в непрерывном милосердии и распространяя ту добродетель даже до того, что ослабело правосудие и суд по законам, отчего умножились в сие время разбои и грабительства повсюду, так что наконец митрополит Леонтий со епископы
стали говорить Владимиру о том, представляя ему, что всякая власть от бога и он поставлен от всемогущего творца ради правосудия, в котором
есть главное злых и роптивых смирить и исправить и добрым милость и оборону являть».
Сам автор подсмеивается над этим мнением, рассказывая о том, как он приписывал своим
статьям всеобщее исправление нравов, замеченное им со времени появления «Собеседника», и как среди этих мечтаний нашел вдруг свои «
Были» употребленными на папильотки и на обертку фруктов у разносчика.
В нескольких
статьях, помещенных в «Собеседнике», тоже выводятся лица из «
Былей и небылиц».
Статья эта
есть не что иное, как пространная насмешка над незнающими людьми, которые составляют общества, собираются, толкуют, отдают преимущество мнению того, у кого грудь сильнее, и все-таки разъезжаются, ничего не решив, или кончают дело тем, что записывают мнение каждого члена порознь и потом сдают дело в архив.
Сначала даже все
статьи для журнала присылались к ней, и только уже по выходе 14 № «Собеседника» объявлено
было, чтобы
статьи присылались в Академию, а еще позже — что они
будут принимаемы «в той комнате, где присутствуют находящиеся при Академии советники» (55).
Эти
статьи сильно вооружаются против того, что вообще
есть низкого, гадкого в человеке и что особенно распространено
было в некоторых слоях русского общества того времени, — против двоедушия, ласкательства, ханжества, суетности, фанфаронства, обмана, презрения к человечеству.
Поэтому в составе книжек, в помещении таких именно, а не других
статей, мы должны видеть, собственно, участие вкуса и направления издателей, в особенности когда имеем дело со
статьями неизвестных авторов, принадлежащими, может
быть, лицам, близким к редакции.
Соображая все это, мы не отделяем особенно тех
статей, которые приписываем самой княгине Дашковой, а
будем рассматривать их вместе с другими неподписанными, а иногда даже и подписанными произведениями, имеющими тот же характер, и
будем следовать порядку разных предметов, которые рассматриваются в этих
статьях.
Перестали гонять собак и жиреть в бездействии в глуши деревень своих,
стали служить дворяне со времен Петра I; но чувство долга, сознание того, что они обязаны именно служить, а не считаться на службе, и служить для того, чтобы
быть полезными отечеству, а не для своих выгод, — это сознание
было еще недоступно даже большей части вельмож того времени.
В два года опустошение сделалось в том крае всеобщее; наконец услышано
стало моление убогих, и на смену Язвина прислан
был из Петербурга воеводою коллежский асессор Исай Глупцов.
Замечательно, что, несмотря на всю силу и едкость некоторых
статей «Собеседника», на них нет жалоб порочных людей, которые себя в них узнавали; но зато очень много помещалось в «Собеседнике» писем, в которых разные лица жаловались на «
Были и небылицы», осмеявшие их.
Вслед за тем напечатана
статья под заглавием: «Покорно прошу прочесть», в которой рассказывается история одного человека, который разорился для своего милостивца,
был им принимаем как свой и долго пользовался его ласками.
Вообще всякий обман, предательство, вероломство встречали сильное обличение в «Собеседнике». Этого касаются отчасти даже «
Были и небылицы»; но гораздо сильнее говорят против того другие
статьи. В XIV части помещен целый рассказ «Клеант», в котором выведен человек, обманывавший своего друга ложною преданностью и между тем клеветавший на него.
Несколько таких выходок
есть также в
статье «Путешествующие», при рассказе одного подобного случая.
Таким образом, видно, что разврат вошел в обычай, в моду и даже считался признаком образованности. Многие тогда не женились только потому, что «c'est chi bon ton —
быть холостым», как сказано в другой
статье. Следовательно, моде этой подражали равно мужчины и женщины.
В «Собеседнике»
есть несколько
статей, собственно посвященных этому предмету.
Об этом много говорится в «Собеседнике» и в
статье «О воспитании» и в других, например в «Письме некоторой женщины», при котором
есть даже примечание издателей, подсмеивающееся не над безнравственностью его, а над тем, что в нем много французских слов.
И здесь, впрочем, зло
было слишком сильно, и «Собеседник» старался только уменьшить, а не истребить его. В
статье «О личных прикрасах» он прямо сознался, что
есть «необходимо нужное зло».
В
статьях других авторов тоже встречаются нерусские обороты, странные ныне окончания и т. п.; но сравнительно с общей массой литературных произведений того времени
статьи «Собеседника» большею частию
были написаны удивительно чистым и легким языком.
Кроме этих произведений, в «Собеседнике»
были еще следующие
статьи, относящиеся к языку: «Сумнительные предложения одного невежды, желающего приобресть просвещение», где он делает несколько заметок на «Фелицу» и на некоторые другие стихотворения, помещенные в I части «Собеседника».
Если же «сочинитель без вкуса
станет описывать злосчастнейшие приключения, но называет героев своих Брандышевыми, Брандаусовыми и Клонтубасовыми, то впечатление теряется, и хотя никто оспорить не может, что Брандаусов и Клонтубасов имеют столько же права
быть несчастными, как какого бы имени христианин ни
был».
Есть целые
статьи, предлинные и прескучные, дидактического направления.
«Мы веруем во всевышнее существо, — говорит старик, — любим друг друга, занимаемся земледелием и скотоводством; прочие же науки, которые
стали было выдумывать люди, не любящие трудов, отвержены.
Мы не
будем ничего выписывать из дидактических
статей, потому что нового в них ничего нет; те же самые стремления, какие мы уже показали, выражаются и здесь, только нравоучительным тоном, то в рассуждениях о необходимости добродетели, то в похвалах добрым людям, которые, однако же, очень редко являются в действии живыми, то в обращениях к совести, к небесам, к Минерве российской и пр.
В 38 № (мая 12) помещено объявление, что первая книжка уже совсем готова и потому присланная
статья «Египетская повесть» не
будет уже в ней помещена.
Кроме этих «записок» и «
Былей и небылиц», в «Собеседнике» помещены еще следующие
статьи, писанные Екатериною: 1) ответы на вопросы Фонвизина (ч. III, ст XVII); 2) ответ на письмо к автору «
Былей и небылиц» (ч. VII, ст. XX); 3) письмо неизвестного каноника ignorante bambmelli, по поводу того же письма (ч. VII, ст. X); 4) «Общества незнающих ежедневная записка», подписанная: «Скрепил известный каноник» (ч. VIII, ст. VI).
Последних двух
статей нет в «Полном собрании сочинений Екатерины», а первые четыре напечатаны в III томе, как-то посреди «
Былей и небылиц».
(32) Произведения, подписанные в «Собеседнике» буквами М. X., следующие: 1) «Комета 1767 года» (ч. I, ст. IX); 2) «Апрель» (ст. X); 3) «Княгине Дашковой» (ч. VI, ст. IV); 4) «Вечность» (ч. VII, ст. I). Кроме этих стихотворных произведений,
есть еще две
статьи в прозе: «Утро» (ч. I, ст. XII) и «Полдень» (ч. V, ст. II).
(39) См. митрополита Евгения «Словарь светских писателей», часть II, стр. 10 и 158. Очень может
быть, что это показание тоже неверно. В «Собеседнике» почти нет ученых
статей. Разве сочинение «О системе мира» можно, приписать одному из академиков?
Следовательно, в это время главный издательский труд — рассмотрение и выбор присылавшихся
статей — лежал уже не на княгине Дашковой, а на советниках Академии, которые, таким образом,
были в то же время и цензорами
статей.
Неподписанные же
статьи, названные здесь, помещены в следующих книжках «Собеседника»: «Сокращение катехизиса честного человека», кн. I, ст. VI; «Письмо к Капнисту», ibid., ст. XIV; «Обещать и исполнять
суть два дела разные», кн. II, ст. X...