Как человек, осуществивший
в своей воле потребности и стремления народа, Петр инстинктивно имел тот такт, который отличает подобных ему исторических деятелей от непризванных фанатиков, часто принимающих мечты своего расстроенного воображения за истинные потребности века и народа, принимающихся за бесплодное дело не по своим силам.
Неточные совпадения
В 1689 году Петр писал к брату из Троицкой лавры: «Как сестра наша царевна София Алексеевна государством нашим учала владеть
своею волею, и
в том владении, что явилось особам нашим противное, и народу тягость, и нагие терпение, о том тебе, государь, известно…
А теперь, государь братец, настоит время нашим обоим особам богом врученное нам царствие править самим, понеже пришли есми
в меру возраста
своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей (царевна София Алексеевна) с нашими двумя мужескими особами
в титлах и
в расправе дел быти не изволяем; на то б и твоя б, государя моего брата,
воля склонилася, потому что стала она
в дела вступать и
в титлах писаться собою без нашего изволения» (Устрялов, том II, 78).
Напротив того, Петр, с детских лет принужденный видеть расстройства и беспорядки
в своем царстве, чувствовал более других, что сила-то, находящаяся
в его руках, не столько велика, как кажется; но зато у него была твердая
воля употребить
в дело по крайней мере ту силу, какая есть.
Он даже начал дело с простой шутки, думая, что люди, не подорожившие
своими средствами для постройки флота, видевшие превосходство иностранцев
в разных знаниях и искусствах, отрекшиеся, по
воле царя, от
своей величавой, неподвижной спеси, прогулявшиеся за границу или слышавшие подробные рассказы очевидцев о чужих землях, — что люди эти не постоят уже за кафтан и бороду.
Когда же Кокорев
в оправдание
свое сказал: «Ныне
в Москве бояре и князи бороду бреют по
воле царя», — Викула изрыгнул хулу и на государя».
Германец, прежде всего, верит
в свою волю, в свою мысль, и им самим изнутри поставленный категорический императив, в свою организаторскую миссию в мире, духовную и материальную.
Петр. Нет, уж ты лучше подожди; хоть немного, да поживем
в свою волю. Да что загодя и думать-то! Еще вот что твой братец скажет?
Мирон всё чаще говорил: рабочие бунтуют не ради того, чтоб улучшить своё положение, но потому, что им со стороны внушается нелепейшая, безумнейшая мысль: они должны взять
в свою волю банки, фабрики и вообще всё хозяйство страны. Говоря об этом, он вытягивался, выпрямлялся, шагал по комнате длинными ногами и вертел шеей, запуская палец за воротник, хотя шея у него была тонкая, а воротник рубашки достаточно широк.
Неточные совпадения
Иной городничий, конечно, радел бы о
своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?..» Наградит ли оно или нет — конечно,
в его
воле; по крайней мере, я буду спокоен
в сердце.
Софья. Я сказала, что судьба моя зависит от
воли дядюшкиной, что он сам сюда приехать обещал
в письме
своем, которого (к Правдину) не позволил вам дочитать господин Скотинин.
Г-жа Простакова. Не умирал! А разве ему и умереть нельзя? Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою
своим нас застращать, чтоб мы дали тебе
волю. Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня
в чужих руках, найдет способ меня выручить. Вот чему ты рада, сударыня; однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой, конечно, не воскресал.
Он, столь мужественный человек,
в отношении ее не только никогда не противоречил, но не имел
своей воли и был, казалось, только занят тем, как предупредить ее желания.
«Да вот и эта дама и другие тоже очень взволнованы; это очень натурально», сказал себе Алексей Александрович. Он хотел не смотреть на нее, но взгляд его невольно притягивался к ней. Он опять вглядывался
в это лицо, стараясь не читать того, что так ясно было на нем написано, и против
воли своей с ужасом читал на нем то, чего он не хотел знать.