Цитаты со словом «православие»
Симоновский архимандрит Мелхиседек сам предложил место в своем монастыре. Мелхиседек был некогда простой плотник и отчаянный раскольник, потом обратился к
православию, пошел в монахи, сделался игумном и, наконец, архимандритом. При этом он остался плотником, то есть не потерял ни сердца, ни широких плеч, ни красного, здорового лица. Он знал Вадима и уважал его за его исторические изыскания о Москве.
В 1835 году святейший синод счел нужным поапостольствовать в Вятской губернии и обратить черемисов-язычников в
православие.
С своей стороны, дикое, грубое, невежественное
православие взяло верх. Его проповедовал новгородский архимандрит Фотий, живший в какой-то — разумеется, не телесной — близости с графиней Орловой. Дочь знаменитого Алексея Григорьевича, задушившего Петра III, думала искупить душу отца, отдавая Фотию и его обители большую часть несметного именья, насильственно отнятого у монастырей Екатериной, и предаваясь неистовому изуверству.
Муж в церкви, скажут нам мудрые
православия, не может быть подозреваем, как и Цезарева жена!
Мы могли бы не ссориться из-за их детского поклонения детскому периоду нашей истории; но принимая за серьезное их
православие, но видя их церковную нетерпимость в обе стороны, в сторону науки и в сторону раскола, — мы должны были враждебно стать против них.
Православие славянофилов, их исторический патриотизм и преувеличенное, раздражительное чувство народности были вызваны крайностями в другую сторону. Важность их воззрения, его истина и существенная часть вовсе не в православии и не в исключительной народности, а в тех стихиях русской жизни, которые они открыли под удобрением искусственной цивилизации.
Для того чтоб отрезаться от Европы, от просвещения, от революции, пугавшей его с 14 декабря, Николай, с своей стороны, поднял хоругвь
православия, самодержавия и народности, отделанную на манер прусского штандарта и поддерживаемую чем ни попало — дикими романами Загоскина, дикой иконописью, дикой архитектурой, Уваровым, преследованием униат и «Рукой Всевышнего отечества спасла».
Встреча московских славянофилов с петербургским славянофильством Николая была для них большим несчастьем. Николай бежал в народность и
православие от революционных идей. Общего между ними ничего не было, кроме слов. Их крайности и нелепости все же были бескорыстно нелепы и без всякого отношения к III Отделению или к управе благочиния, что, разумеется, нисколько не мешало их нелепостям быть чрезвычайно нелепыми.
За обедом один из нежнейших по голосу и по занятиям славянофилов, человек красного
православия, разгоряченный, вероятно, тостами за черногорского владыку, за разных великих босняков, чехов и словаков, импровизировал стихи, в которых было следующее, не вовсе христианское выражение.
Ильей Муромцем, разившим всех, со стороны
православия и славянизма, был Алексей Степанович Хомяков, «Горгиас, совопросник мира сего», по выражению полуповрежденного Морошкина.
Оттого у Петра Васильевича и не было, как у его брата, рядом с
православием и славянизмом, стремления к какой-то гуманно-религиозной философии, в которую разрешалось его неверие к настоящему.
Поневоле приходилось, как Онегину, завидовать параличу тульского заседателя, уехать в Персию, как Печорин Лермонтова, идти в католики, как настоящий Печерин, или броситься в отчаянное
православие, в неистовый славянизм, если нет желания пить запоем, сечь мужиков или играть в карты.
В пьесе под заглавием «Не наши» он называл Чаадаева отступником от
православия, Грановского — лжеучителем, растлевающим юношей, меня — слугой, носящим блестящую ливрею западной науки, и всех трех — изменниками отечеству.
Читал он о Данте, о народности в искусстве, о
православии в науке, и проч.; публики было много, но она осталась холодна.
Цитаты из русской классики со словом «православие»
Протестантизм всегда обвиняет католичество и
православие, вообще церковь, в язычестве, в языческом материализме, в языческом реализме и сам гордится тем, что превратил христианство в религию чистой духовности.
Христианство понимается теперь исповедующими церковные учения как сверхъестественное, чудесное откровение обо всем том, что сказано в символе веры; неверующими же, — как пережитое человечеством проявление его потребности веры в сверхъестественное; как историческое явление, вполне выразившееся в католичестве,
православии, протестантстве и не имеющее уже для нас никакого жизненного значения. Для верующих значение учения скрывается церквью, для неверующих — наукою.
И то, что открывалось Достоевскому, относится не только к католичеству, но и к
православию, и ко всякой религии, ко всякому принципу авторитета в духовной жизни.
Но самые консервативные течения на почве католичества и протестантизма отличались от консервативных течений на почве
православия.
Розанов всюду распинается за христианство, за
православие, за церковь, всюду выставляет себя верным сыном православной церкви.
Предложения со словом «православие»
- Королевич прибыл, начались переговоры об условиях, и вскоре оказалось, что жених не желает принимать православие.
- Исторической чертой русского православия являлось его обособление не только от магометанства и буддизма, но и от латинства.
- Школа, основанная в 1930-е гг. двумя сестрами-шотландками, принявшими православие, расположена на участке русского владения.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «православие»
Каким бывает «православие»
Значение слова «православие»
ПРАВОСЛА́ВИЕ, -я, ср. Одно из главных и старейших направлений в христианстве, сложившееся в Византии и являвшееся официальной религией в дореволюционной России. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРАВОСЛАВИЕ
Дополнительно