Неточные совпадения
Т. 5. С. 296).], и в то же время оно притязает на объективность и общезначимость своих оценок, что и приводит Канта к постановке вопроса: «как возможны синтетические суждения a priori в области эстетики?» Художественный вкус поэтому становится у Канта «Vermögen» [
Способность, возможность, сила (нем.).] и рассматривается как аналогичная
разуму способность a priori оценивать сообщаемость (Muttheilbarkeit) чувств, которые связаны с данным представлением (без посредства понятия) (160) [«Вкус можно было бы даже определить как
способность суждения о том, чему наше чувство придает всеобщую сообщаемостъ без посредства понятия» (Кант И. Соч...
Она не есть акт одной познавательной
способности, отрешенной от других, но акт всех сил
разума, охваченного и плененного до последней его глубины живою истиной откровенного факта.
Этим успехом, следовательно, чистый теоретический
разум, для которого все эти идеи трансцендентны и не имеют объекта, обязан исключительно своей чистой практической
способности.
Расширяется или не расширяется область
разума завоеваниями практической его
способности?
— Эта абсолютнейшая действительность, которая тожественна с абсолютнейшей
способностью, может быть на языке
разума понимаема только путем отрицаний, т. е. она недоступна постижению, ни как она может быть всем, ни как она есть.
Люди «одни из тварей, кроме
способности к
разуму и слову, имеют еще чувственность (το αισθητικό ν), которая, будучи по природе соединена с умом, изобретает многоразличное множество искусств, умений и знаний: занятие земледелием, строение домов и творчество из не-сущего (προάγειν ёк μη οντων), хотя и не из совершенно не сущего (μη ёк μηδαμώς όντων) — ибо это принадлежит лишь Богу — свойственно одному лишь человеку…
Неточные совпадения
Философские споры его состояли в том, что он отвергал возможность
разумом дойти до истины; он
разуму давал одну формальную
способность —
способность развивать зародыши, или зерна, иначе получаемые, относительно готовые (то есть даваемые откровением, получаемые верой).
«Словом
разум следует обозначать
способность ставить и осуществлять высшие, т. е. мировые цели.
— Потому что, — продолжал Неведомов тем же спокойным тоном, — может быть, я, в этом случае, и не прав, — но мне всякий позитивный, реальный, материальный, как хотите назовите, философ уже не по душе, и мне кажется, что все они чрезвычайно односторонни: они думают, что у человека одна только познавательная
способность и есть — это
разум.
Я очень хорошо понимаю, что
разум есть одна из важнейших
способностей души и что, действительно, для него есть предел, до которого он может дойти; но вот тут-то, где он останавливается, и начинает, как я думаю, работать другая
способность нашей души — это фантазия, которая произвела и искусства все и все религии и которая, я убежден, играла большую роль в признании вероятности существования Америки и подсказала многое к открытию солнечной системы.
Они всю жизнь свою не теряли
способности освещаться присутствием
разума; в них же близкие люди видали и блеск радостного восторга, и туманы скорби, и слезы умиления; в них же сверкал порою и огонь негодования, и они бросали искры гнева — гнева не суетного, не сварливого, не мелкого, а гнева большого человека.