Еще в «Феноменологии духа» Гегель дал следующую меткую характеристику «исторического» направления в немецком богословии, которое сделалось столь влиятельно в наши дни: «Просветительство (Die Aufklärung) измышляет относительно религиозной веры, будто ее достоверность основывается на некоторых отдельных исторических
свидетельствах, которые, если рассматривать их как исторические
свидетельства, конечно, не могли бы обеспечить относительно своего содержания даже степени достоверности, даваемой нам газетными сообщениями о каком-нибудь событии; будто бы, далее, ее достоверность основывается на случайности сохранения этих
свидетельств, — сохранении, с
одной стороны, посредством бумаги, а с другой — благодаря искусству и честности при перенесении с
одной бумаги на другую, и, наконец, на правильном понимании смысла мертвых слов и букв.
Оздоровление пола, чистота и целомудрие не есть только отрицательное качество полового воздержания, которое может соединяться и с глубокой развращенностью, оно есть и положительная сила — безгрешности в поле [Из бесчисленных
свидетельств об этом в аскетической литературе приведем для примера только
одно.