«Для религии, правда, существенно размышление… но оно не направлено… на сущность высшей причины самой по себе или в ее отношении к тому, что одновременно есть и
причина и следствие; напротив, религиозное размышление есть лишь (!) непосредственное сознание, что все конечное существует лишь в бесконечном и через него, все временное в вечном и через него.
Учение Платона об идеях, вершиной которых является идея Блага, само Божество, необходимо имеет два аспекта, вверх и вниз: идеи имеют самосущее бытие в «умном месте», представляя собой нечто трансцендентное мировому бытию, как быванию, но они же его собой обосновывают, бытие причастно им, а они бытию, между двумя мирами существует неразрывная связь —
причины и следствия, основы и произведения, эроса и его предмета и т. д.
И, однако, в то же время нельзя сказать, что Бог есть причина мира, ибо это значило бы превратить абсолютное в относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд
причин и следствий, истолковать отношения между Богом и миром в смысле причинной, механической зависимости, в силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
Неточные совпадения
Это возникновение не может мыслиться по категории причинной связи, мир не есть
следствие, а Бог не есть его
причина,
и это не только потому, что Бог понятый как первопричина уже включается в причинную цепь, в область относительного, но
и потому, что causa aequat effectum [
Причина равна действию (лат.).],
причина объясняет
следствие, лишь находясь с ним в той же плоскости, при творении же мы имеем, μετάβασις εις άλλο γένος, скачок от Абсолютного к относительному,
и причинное объяснение здесь не пользует нимало.
Мы должны рассматривать настоящее состояние вселенной как
следствие ее предыдущего состояния
и как
причину последующего.
Если мы имеем большой ряд опытов, если наблюдение наше постоянно направлено на отыскание соотношений в действиях людей между
причинами и следствиями, то действия людей представляются нам тем более необходимыми и тем менее свободными, чем вернее мы связываем последствия с причинами.
Неточные совпадения
Так, захватив сотни таких, очевидно не только не виноватых, но
и не могущих быть вредными правительству людей, их держали иногда годами в тюрьмах, где они заражались чахоткой, сходили с ума или сами убивали себя;
и держали их только потому, что не было
причины выпускать их, между тем как, будучи под рукой в тюрьме, они могли понадобиться для разъяснения какого-нибудь вопроса при
следствии.
— Мне объявлен приказ ехать через три дня. Так как я знаю, что министр у вас имеет право высылать, не говоря
причины и не делая
следствия, то я
и не стану ни спрашивать, почему меня высылают, ни защищаться; но у меня есть, сверх собственного дома…
И я с трудом включил внимание только тогда, когда фонолектор перешел уже к основной теме: к нашей музыке, к математической композиции (математик —
причина, музыка —
следствие), к описанию недавно изобретенного музыкометра.
У дикаря по крайней мере было больше смелости
и энергии
и — пусть дикой — логики: он сумел установить, что есть связь между
следствием и причиной.
— Был с нами еще секретарь из земского суда-с, да столоначальник из губернского правления… ну-с,
и они тут же… то есть мещанин-с… Только были мы все в подпитии-с,
и отдали им это предпочтение-с… то есть не мы, ваше высокоблагородие, а Аннушка-с… Ну-с, по этой
причине мы точно их будто помяли… то есть бока ихние-с, — это
и следствием доказано-с… А чтоб мы до чего другого касались… этого я, как перед богом, не знаю…