Неточные совпадения
Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и,
подобно тому
как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью.
ЕСИ, синтетическое религиозное суждение a priori, есть единственная опора религии, без которой она не существует,
подобно тому
как искусство не существует без красоты или мораль без различия добра и зла.
Вера с объективной стороны есть откровение, в своем содержании столь же мало зависящее от субъективного настроения,
как и знание, и,
подобно последнему, лишь искажается субъективизмом [«Вера всегда есть следствие откровения, опознанного за откровение; она есть созерцание факта невидимого в факте видимом; вера не то что верование или убеждение логическое, основанное на выводах, а гораздо более.
Вера в Бога рождается из присущего человеку чувства Бога, знания Бога, и,
подобно тому
как электрическую машину нельзя зарядить одной лекцией об электричестве, но необходим хотя бы самый слабый заряд, так и вера рождается не от формул катехизиса, но от встречи с Богом в религиозном опыте, на жизненном пути.
Но в то же время процесс этого феноменологического очищения и панлогического восхождения отличается непрерывностью и связностью на всех ступенях, он может быть проходим во всех направлениях,
подобно тому
как из любой точки круга мы можем пройти всю окружность и возвратиться к исходной точке или же из центра провести радиус ко всем точкам окружности.
Подобно тому
как кислород, водород и сера ни в
каком будущем не вступят в соединение вопреки законам природы, так и в духовной жизни не произойдет, конечно, ничего противного законам духовным.
Из кафоличности,
как общего качества религиозного сознания, следует, что в религиозном сознании, по самой его, так сказать, трансцендентальной природе, уже задана идея церковности,
подобно тому
как в гносеологическом сознании задана идея объективности знания.
Поэтому совершенно нет нужды каждому в своем личном опыте веры иметь все содержание данного религиозного учения,
подобно тому
как нет необходимости для того, чтобы постигнуть природу науки, пройти весь научный путь человечества в своем личном опыте, достаточно познать ее на любом частном случае.
То, что человек ведает
как религиозный догмат, он хочет познать и
как философскую, теоретическую истину,
подобно тому
как скульптор ищет того же самого в мраморном изваянии.
Христианская философия есть философствование христиан, которые стремятся философски осознать свое религиозное бытие,
подобно тому
как и всякая философия есть философия кого-нибудь и о чем-нибудь, а «философия вообще» есть призрак и предрассудок, гегелевский фантом [Подробнее проблему соотношения «философии вообще» и «философии о чем-нибудь» Булгаков развивает в «Философии хозяйства» (М., 1990.
Мир не создается актом творения, он происходит из Единого,
как бы изливаясь из божественной полноты
подобно свету из солнца; он есть эманация [Эманация (позднелат. emanatio — истечение, исхождение) — термин античной философии, обозначающий исхождение низших областей бытия из высших.] божества, подчиненная «закону убывающего совершенства» (Целлер).
«
Как же говорим мы об едином? и
как можно приспособить его к мысли? тем, что во все большей степени полагаем его единым,
подобно тому
как полагается единым (ένίζεται) единица или точка.
Ибо все то есть задняя Божия, что после Бога доставляет нам познание о Нем,
подобно тому
как отражение и изображение солнца в водах показывает солнце слабым взорам, которые не могут смотреть на него, потому что живость света поражает чувство…
Для Евномия,
как мы уже знаем, не представлялось сомнения в возможности адекватного, исчерпывающего познания божественной сущности помощью понятий («имен»), и главным таким понятием являлась «нерожденность» [«
Подобно малолетним и по-детски, попусту занимаясь невозможным,
как бы в какой-нибудь детской ладони, заключают непостижимое естество Божие в немногих слогах слова: нерожденность, защищают эту глупость и думают, что Божество толико и таково, что может быть объято человеческим разумом одно наименование» (Творения иже во святых отца нашего св. Григория Нисского, т. VI. М., 1864, стр.299.
Такие определения,
как, напр., бестелесность, «не показывают существа Его,
подобно тому
как не показывают и (выражения): нерожденное и безначальное, и неизменяемое и нетленное, и то, что говорится о Боге или о бытии Божием, ибо это обозначает не то, что Он есть, но то, что Он не есть.
В этом понимании небытие,
как еще-небытие или пока-небытие, является той меональной тьмою, в которой таится, однако же, все,
подобно тому
как дневным светом изводится к бытию и обнаруживается все, скрывавшееся под покровом ночной тьмы.
Наибольшее философское и религиозное значение имеет, однако, не эта гипотеза метафизической катастрофы, но другая форма динамического пантеизма, согласно которой мир есть эманация абсолютного, он происходит
как излияние от преизбыточной его полноты,
подобно тому
как вода изливается из переполненного сосуда или солнечный свет и тепло исходят из солнца.
Те силы и явления, которые изучает Беме, эмпирически даны ему в мистическом созерцании,
подобно тому
как они даются и в опытных науках:
как из электричества нельзя логически дедуцировать свет или теплоту, так и Беме не выводятся, а «опытно» познаются элементы Бога: «Herbe», «bitterer Stachel», «Angst», «Feuer» [«Терпкое», «страшное жало», «страх», «огонь» (нем.).
Нечто есть, меон существует, и между ничто и нечто лежит несравненно большая пропасть, нежели между нечто и что,
подобно тому
как большая пропасть отделяет бесплодие от беременности, нежели беременность от рождения.
Следовательно, чтобы не быть, оно должно связываться в небытии бытием небытия (δεσμόν εχειν του μη εϊναι το είναι, μη ον),
подобно тому
как существующее, чтобы вполне быть, должно связываться в бытии небытием небытия (το öv το μη δν εχειν μη εϊναι), таким-то образом, существующее в наибольшей степени будет, не существующее же не будет, когда существующее будет причастно сущности быть существующим, но не будет причастно сущности быть не существующим (μετέχοντα το μεν δν ουσίας του είναι δν, μη οΰσίασ δε του εϊναι μη ον), если уж вполне быть имеет, и когда не существующее не будет причастно сущности не быть не существующим (το δε μη öv ουσίας μεν του μη εϊναι μη δν), но будет причастно сущности быть не существующим (ουσίας δε του εϊναι μη δν), если уж и не существующее имеет вполне не быть.
Небытие, ничто, всюду просвечивает в бытии, оно участвует в бытии,
подобно тому
как смерть в известном смысле участвует в жизни
как ее изнанка или тьма в свете и холод в жаре.
Ничто
как бытие-небытие есть specificum [Видовой признак (лат.).] тварности, ее — странно сказать — привилегия и онтологическое отличие [Св. Афанасий Александрийский говорит об отношении между Творцом и творением: «Все, что ни сотворено, нимало не
подобно по сущности своей Творцу, но вне Его, по благодати и изволению Его сотворено Словом…
Присутствие Бога в твари, вечность во временности, нужно понимать
как теофанию, преломление в призме времени вечно сущего, которое посылает свет и тепло всему,
подобно солнцу, само ни в чем не нуждаясь, ничего не принимая и не теряя.
Однако то, чего мы не можем зреть непосредственно по недосягаемости для нас, мы постигаем в мире в его действии,
подобно тому
как мы видим свет и невидимого солнца и в этом свете различаем предметы.
Но неопределенное определяется и некоторым положительным суждением, и
как для глаза темное есть материя всякой невидимой краски, так и душа устраняет все, что
подобно свету в чувственно воспринимаемых вещах, и, не имея уже определения, подобна зрению, сохраняющемуся до известной степени и в темноте.
Подобно тому
как на высоте испытывается мучительное и головокружительное стремление вниз, так и все живое испытывает соблазн метафизического самоубийства, стремление уйти из «распаленного круга бытия», и, однако, оно ни в ком и никогда не может дойти до конца, т. е. до полного осуществления, ибо творческое «да будет», почиющее на каждой твари, неистребимо всеми силами мира.
В своем комментарии к этому творению Ареопагита св. Максим Исповедник говорит следующее: «Мы сказали, что если Бог, сверхсущественно сущий (ύπερουσίως δν), называется безначальным и всего виновником, то антитезой, предлогом бытия и бессущностным (εσχατον των όντων και οίνούσιον)
подобно тому,
как Бог сверхсущностен, является материя (Ολη), она называется и не (μη) существующим и существующим в (εν) Боге, возникая благодаря Его благости, и через смещение с чувственным становится не вполне злом и не вполне добром, обнаруживаясь через неустойчивое (αστατον).
Православная Церковь чтит зачатие Богоматери, предвозвещенное ангелом «богоотцам» Иоакиму и Анне (
подобно тому,
как она чтит и зачатие св. пророка Иоанна Предтечи), но в то же время не изъемлет этого зачатия из общего порядка природы, не провозглашает его «непорочным» в католическом смысле [В службе Зачатию Богородицы (Минея месячная, декабрь), в стихирах на «Господи воззвах» читаем: «Пророческая речения ныне исполняются: гора бо святая в ложеснах водружается; лествица божественная насаждается: престол великий царев приуготовляется: место украшается боговходимое; купина неопалимая начинает прозябати, мироположница святыни уже истекает…
Подобно тому
как виновные боятся сходить в преисподнюю, так и человек, проникнутый любовью, испытывает страх потерять предмет любви.
Согласно иному объяснению, это сравнение имеет следующий смысл:
подобно тому
как сходящие в преисподнюю знают о всех грехах, за которые наказаны, так и человек, любящий с ревностью, замечает дурные дела со стороны любимого субъекта, и это наблюдение укрепляет любовь» (Sepher ha Zohar, trad, de Pauly, II, 245a, 568–569).].
Божество все же оставалось трансцендентным, а благодать действовала
как бы извне (
подобно тому,
как действовала же она через Валаамову ослицу [См. прим. 50 к «Введению».]).
Три ипостаси сливались еще в единую общую ипостасность,
подобно тому
как при отдаленном расстоянии раздельные вершины сливаются в одну гору.
Положение ищущего Христа помимо Церкви в христианскую эпоху даже менее благоприятно, нежели в дохристианскую,
подобно тому
как достойный брак в христианстве есть более трудная задача, нежели вне его [Половая распущенность и утонченные формы блуда в христианских странах распространены, вероятно, даже более, чем в нехристианских.
Подобно тому
как в Америку нельзя проехать из Европы, минуя океан, так и в 19 век дорога лежит только чрез 18‑й, и именно конкретная наполненность времени и создает «историческую закономерность» в том условном смысле, в
каком можно о ней говорить.
Время здесь вполне соотносительно пространству:
подобно тому
как в пространстве, занимаемом человеческим телом, каждая его часть занимает определенное место, и голова уже не может находиться там, где ноги, так и время представляет собой некоторую внепространственную проекцию всечеловеческого организма.
Овладевать силами мира сего и его чарами возможно не только машинами и химией, но и звуком или цветом,
как и колебать физические его основы мыслимо не только динамитом, но и музыкой, иные ритмы которой способны, быть может, убивать
подобно электрическому току.
Подобно тому
как трагическая маска своей ритуальной личиной закрывает индивидуальное лицо актера, а котурн изменяет его фигуру, так и в богослужебном обряде священными одеждами, установленными возглашениями и действиями,
как бы устраняется индивидуальность священнослужителя, и действует не лицо, но сан.
Подобно хозяйству, которое в теперешнем своем состоянии связано с «проклятием» земли, и власть несет на себе печать богоотчужденности, присущую всей жизни; она переживается
как тягота и плен, составляя однако необходимую для жизни ограду.
Неточные совпадения
Надели на Евсеича арестантский убор и, «
подобно невесте, навстречу жениха грядущей», повели в сопровождении двух престарелых инвалидов на съезжую. По мере того
как кортеж приближался, толпы глуповцев расступались и давали дорогу.
Но торжество «вольной немки» приходило к концу само собою. Ночью, едва успела она сомкнуть глаза,
как услышала на улице подозрительный шум и сразу поняла, что все для нее кончено. В одной рубашке, босая, бросилась она к окну, чтобы, по крайней мере, избежать позора и не быть посаженной,
подобно Клемантинке, в клетку, но было уже поздно.
Действительно, это был он. Среди рдеющего кругом хвороста темная, полудикая фигура его казалась просветлевшею. Людям виделся не тот нечистоплотный, блуждающий мутными глазами Архипушко,
каким его обыкновенно видали, не Архипушко, преданный предсмертным корчам и,
подобно всякому другому смертному, бессильно борющийся против неизбежной гибели, а словно какой-то энтузиаст, изнемогающий под бременем переполнившего его восторга.
«Полковник чудаковат», — подумал <Чичиков>, проехавши наконец бесконечную плотину и подъезжая к избам, из которых одни,
подобно стаду уток, рассыпались по косогору возвышенья, а другие стояли внизу на сваях,
как цапли. Сети, невода, бредни развешаны были повсюду. Фома Меньшой снял перегородку, коляска проехала огородом и очутилась на площади возле устаревшей деревянной церкви. За церковью, подальше, видны были крыши господских строений.
Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные,
как уголь, тени;
подобно сверкающему металлу блистают вкось озаренные деревянные крыши, и нигде ни души — все спит.