Неточные совпадения
«Человек имеет в единой
душе и ум,
и слово,
и единое чувство, хотя оно по пяти естественным потребностям
тела делится на пять чувств.
Врач Эриксимах говорит об Эросе: «На основании медицины, нашего искусства, думается мне, можно видеть, что Эрос имеет власть не только над
душами людей, силою красоты, но силою многого другого
и над прочим, как над
телами всех животных, так
и над произрастающим из земли, словом сказать, над всем существующим (εν πασι τοις ού'σι), что бог этот велик
и дивен
и имеет влияние над всем (επί παν τείνει) в делах, как божеских, так
и человеческих» (186 а) [Ср.
Эта раздвоенность сознания, это чувство, что я — не-я, есть самое достоверное внутреннее свидетельство правды платонизма, которая распространяется не только на
душу, но
и на
тело.
Соединение
души с
телом само по себе уже есть род грехопадения, описываемого Плотином следующими чертами: «какова же причина того, что
души, имевшие тамошний жребий
и всецело туда принадлежавшие, позабыли своего бога отца
и потеряли ведение
и его
и себя самих?
При воплощении
душа «теряет крылья
и попадает в оковы
тела», «погребается
и остается в темнице», «
души по необходимости становятся амфибиями, невольно ведя жизнь в тамошней
и здешней области» (Enn. IV, lib. VIII, cap. IV).
«
Душа становится дурной (κακή) в соединении с
телом, делаясь подобострастной ему
и во всем соглашаясь с ним» (Enn. I, lib.
«Справедливо говорят, что
душа становится гнусной (αίσχράν) через смешение, растворение, склонение к
телу» (Enn. I, lib. VI, cap. V),
и поэтому все добродетели сводятся к одному — к очищению (κάθαρσις)» (ib., cap. VI).
Вот важнейшее место, сюда относящееся: «если
душа благодаря ускоренному уходу освобождается от
тела, то она ни в каком отношении не терпит ущерба
и познала природу зла с тем, чтобы открылись заключенные в ней силы
и обнаружились энергии творчества, которые оставались бы втуне при спокойном пребывании в бестелесном, ибо никогда не могли бы перейти в действие,
и от
души осталось бы скрытым, что она имеет» (Enn. IV, Lib. VIII, cap. 5).], а в неблагоприятном
душа загрязняется
и, для того чтобы освободиться от телесных оков, должна подвергнуться очистительному процессу, которым является многократное перевоплощение в различные
тела.
Воскресение с
телом есть переход от одного сна к другому, как бы лишь перемена ложа; истинное же воскресение вполне освобождает от
тела, которое, имея природу противоположную
душе, имеет
и противоположную сущность (ούσίαν).
Так именно солнце, луна, звезды, ангелы получили назначение служить миру
и тем
душам, которые, вследствие крайних уклонений ума, получили нужду в этих грубых
и плотных
телах: ради этих именно существ, которым это было необходимо, устроен был
и этот видимый мир.
Но христианство есть религия не только спасения
души, а
и духовного прославления
тела.
Лишь в нем одном из всех мировых религий
тело не гонится, но прославляется, ибо Христос есть Спаситель не только
душ от греха, но, вместе с тем
и тем самым,
и «Спаситель
тела».
Тело и материя отнюдь не тождественны, как это обычно считают, связь телесности с материей есть загадка, по-своему не менее таинственная, нежели связь
души с
телом; бестелесное же существование идей есть фикция
и абстракция: nulla idea sine corpore [Нет идеи без
тела (лат.).].
Всеобщая проницаемость
тел может сочетаться с динамической их индивидуальностью в качестве центров для разных воплощенных
душ, причем она выражается
и в нарочитой связанности их с определенными телесными единицами (клетками).
Разговор с сестрой Макриной» дает следующий ответ на некоторые недоразумения, связанные с вопросом об индивидуальном характере
тел воскресения: «
Душа, естественное свойство стихий, стекающихся в состав того
тела, с которым она была соединена, знает
и по разложении их.
Если же распоряжающаяся вселенною сила дает знак разложенным стихиям снова соединиться, то как к одному началу прикрепленные разные верви все вместе
и в одно время следуют за влекомым, — так по причине влечения единою силой
души различных стихий при внезапном стечении собственно принадлежащего соплетется тогда
душою цепь нашего
тела, причем каждая часть будет вновь соплетена, согласно с первоначальным
и обычным ей состоянием,
и облечена в знакомый ей вид» (Творения св. Григория, еп.
«Для всех:
и умов,
и душ,
и тел зло состоит в бессилии (ασθένεια) обладать свойственным jim благом
и в отпадении от него» [De div. nom., 27 (Migne, IV, c. 728).
Наоборот, вне этого просветления нарушение заветов стыдливости, ее притупление
и утрата свидетельствуют о развращенности
и цинизме
и души,
и тела.
Согласно одному мнению, весьма влиятельному
и в христианстве, под влиянием греха существенно извратилась как
душа, так
и тело, причем у него появились совершенно новые функции
и соответствующие им органы, именно пола
и пищеварения.
Так как дух в акте грехопадения потерял господство над
телом,
и тело вышло из-под его власти
и подчинения, то, естественно, «разумная
душа должна была устыдиться; именно потому, что она не могла сдерживать более слабость
и непокорность в
теле, над которым она получила право господствовать» [Писарев, 72: de peccat. merit.
«Для
души стыдом является то, что ей сопротивляется
тело, — это низшая сторона человеческой природы, подчиненная ей», в раю же оно было послушно духу,
и «похоть не приводила в возбужденное состояние вопреки воле известные члены».
Не потому только, что человек здесь внизу родится совместным действием отца
и матери, почему
и заслуживает имя человека (Адам), ибо таким способом рождение его
тела происходит аналогично с рождением
души.
Иначе, так как желанием
тела возбуждается одинаково
и желание
души, отсюда следует, что рождение мужчины
и женщины необходимо должно вызывать схождение
души мужской
и женской.
Стало быть, когда супруги соединяются, они образуют только одно
тело и одну
душу; правая сторона тогда соединена с левою соответственным образом» — Zohar, I, 91b (I. de Pauly, I, 520–521).
Но когда приходит время брака, Святой Благословенный, знающий все духи
и души, соединяет их (браком), как они были
и раньше,
и затем они образуют одно
тело и одну
душу.
Розанов знает пол
тела и телесное соединение, но плохо различает пол
души и брачность духа, потому для него остается закрытой природа «третьего пола» («нечетных духов»), в которой он видит исключительно половое уродство «урнингов», гомосексуализм, вообще дефектность пола.
Последнее можно скорее видеть в глубоком учении о поле у А. Н. Шмидт, где одинаковое внимание отдается полу
тела и души.].
Схождение матери
и превращение мужского начала в женское
и обратно абсолютно неустранимо в подобных случаях, ибо
душа человека, умершего без детей, не может уже войти в
тело мужчины, если она не имеет души-сестры, бывшей раньше супругой.
Обретая себя в Церкви
и сливаясь с нею, человек, без различия своего индивидуального пола, находит себя в женственной стихии своей
души и ощущает себя «
телом Христовым».
Напротив, разумная
и словесная природа
души, будучи сотворена вместе с земным духом, получила от Бога оживляющий (ξωοποιόν) дух, которым сохраняет
и оживляет соединенное с ним
тело» (с. 1147).
Св. Григорий в оживлении
тела душой видит образ вездесущия Божия, которого не имеют
и ангелы.
Тем, что
душа человека имеет ум, слово
и дух, оживляющий
тело, она одна
и более, чем бестелесные ангелы, является сотворенной Богом по Его образу».
Не только
тело человека несет на себе тяжесть земного праха, но
и душа его как бы затянута илом.
Тожественность личности воскресшей с ранее жившею установляется единством сверхвременного
и бессмертного человеческого духа, оживляющего
тело, а чрез посредство животной
души индивидуальность сообщается
и телу.
Поэтому мысль о воскрешении возможна только при вере в бессмертие,
и идея Федорова должна быть понята так, что посредством воссоздания
тел отцов трудом сыновним будут вызваны к новой жизни
и их усопшие
души.
При этом заранее исключается возможность того, что
душа, прошедшая чрез врата смерти, вообще не может возвратиться в отжившее
и разрушенное смертью
тело и его собою оживить, ибо
и она потеряла способность оживлять
тело, а не одно только
тело утратило силу жизни; что поэтому воскрешение отцов сынами вообще невозможно, раз
душа сама должна воскресить свое
тело или получить от Бога для того силу,
и никто другой не может ее в том заменить.
Душа может возвратиться только в преображенное
тело воскресения,
и бесполезно снова сшивать из клочков обветшавшую
и расползшуюся «кожаную ризу» умершего
тела.
Воскрешение, как
и рождение, есть творческий акт Божьего всемогущества, которым возвращается
душе усопшего животворящая ее сила, способность создать для себя, соответственно своей природе,
тело; оно есть излияние животворящей силы Божией на человеческую
душу, т. е. акт теургический.
Характерно, что в построениях Федорова как будто вовсе не учитывается опыт загробной жизни
и его значение, все те изменения, которые претерпевает
душа в отрыве от
тела, ее рост в этом таинственном
и неведомом состоянии.
11:11.] — эти слова Господа суть не одна аллегория, они указывают
и на особый характер Лазаревой смерти, более подобной сну, временной остановке жизни, нежели окончательному разлучению
тела и души*.
Этим воскресением
душ отнюдь еще не предполагается для всех открытое явление их в
теле, напротив, скорее можно думать, что
и эти ожившие
души еще не имеют
тел и получают силу образовать их себе лишь при всеобщем воскресении.
Поэтому адские муки имеют
и телесный характер, адский огонь, по символическому свидетельству Слова Божия, жжет не только
душу, но
и тело.