Цитаты со словом «познаваться»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Ибо Бог опытно
познается через молитву, сердце которой есть призывание Трансцендентного, именование Его, а Он как бы подтверждает это наименование, признает имя это Своим, не просто отзываясь на него, но и реально присутствуя в нем.
Итак, кто
познается Богом, тот знает, что и Бог видит его.
В этом своеобразная парадоксия религиозного восприятия: будучи из всех жизненных актов наиболее индивидуальным, лично выстраданным, лично обусловленным, оно в то же время оказывается и наиболее универсальным — явный знак того, что между индивидуальным и универсальным нет противоположности; истинно индивидуальное и есть истинно универсальное, или же наоборот, истинно универсальное существует и
познается лишь как индивидуальное.
Таким образом, Бог есть результат философии, о котором
познается, что это есть не только результат, но и вечно воспроизводит сам себя, есть происходящее» [Ср. там же.
Но особенно характерно в этом отношении известное место 6‑й книги «Государства» о благе: «так это, доставляющее истинность познаваемому и дающее силу познающему, называй идеей блага, причиной знания и истины, поскольку она
познается умом.
Так и благо, надо сказать, доставляет познаваемому не только способность
познаваться, но и получать бытие и иметь от него сущность, тогда как благо не есть сущность, но по достоинству и силе стоит выше (трансцендентно — έπέκεινα) сущности» [Καϊ τοις γιγνωσκομένοις τοίνυν μη μόνον το γιγνώσκεσθαι φάναι υπό του αγαθού παρεΐναι, άλλα και το εΐναίτε και την οι!σίαν ύτί εκείνου αύτοΐς προσεϊναι, ουκ ουσίας οντος του αγαθού, αλλ' έτι έπέκεινα της ουσίας πρεσβεία και δυνάμει υπερέχοντος (Respubl., VI, 509 b).
Если о первом εν говорится, что «для него нет ни имени, ни слова, ни какого-либо знания, ни чувства, ни мнения… оно не именуется и не высказывается, и не мнится, и не
познается, и ничто из его существенностей не чувствуется», то о втором εν установляется, что «для него может быть и знание, и мнение, и чувство… есть для него и имя, и слово — оно и именуется, и высказывается» (Парменид, 142 а, 155 d, рус. пер. Карпова, ч. VI, стр.276, ЗОЗ).
«Это чудо есть единое, которое есть не существующее (μη öv), чтобы не получить определения от другого, ибо для него поистине не существует соответствующего имени; если же нужно его наименовать, обычно именуется Единым… оно трудно познаваемо, оно
познается преимущественно чрез порождаемую им сущность (ουσία); ум ведет к сущности, и его природа такова, что она есть источник наилучшего и сила, породившая сущее, но пребывающая в себе и не уменьшающаяся и не сущая в происходящем от нее; по отношению к таковому мы по необходимости называем его единым, чтобы обозначить для себя неделимую его природу и желая привести к единству (ένοΰν) душу, но употребляем выражение: «единое и неделимое» не так, как мы говорим о символе и единице, ибо единица в этом смысле есть начало количества (ποσού άρχαί), какового не существовало бы, если бы вперед не существовала сущность и то, что предшествует сущности.
Вещи
познаются или по их собственной природе, или по взаимным отношениям их между собою; к Богу же ничто из этого неприменимо.
Потому Бог
познается во всем и помимо всего; и в ведении познается Бог, и в неведении, и Ему присуши и мышление, и разум, и знание, и осязание, и ощущение, и представление, и фантазия, и имя, и все прочее, а вместе Он не мыслится, не высказывается, не именуется, и не есть что-либо из сущего, и не познается в чем-либо сущем; и во всем есть все, и в ничем ничто (εν οΰδενΐ ουδέν), и во всем познается всеми, и ни в чем никем» (εξ οΰδενός οΰδενί) (de d. п., VII, 3, с.
Он не есть ни начало, ни средина, ни конец, и ничто другое из того, что
познается естественно как следующее из Него.
И самое бытие Божие
познается относительно не сущности, но лишь энергией: «не из сущности энергия, но из энергии познается сущность, что она есть, но не что она есть.
Потому и Бог не из сущности, но из провидения Своего
познается в Своем бытии.
Она не
познается ни в какой существующей сущности, ибо она превосходит все.
Именно, насколько она должна считаться превосходящей всякую сущность, она будет
познаваться во всякой сущности, а потому всякая видимая и невидимая тварь может быть названа божественным явлением.
Ее называют эн («не есть»), потому что мы не знаем и никто не может знать, что было в этом начале, так как это не может быть достигнуто ни мудростью (хокма, вторая сефира [Сефиры (или сефироты) — согласно книге Зогар, десять творящих атрибутов бога, посредством которых он открывается и
познается.]), ни разумом (бина, третья сефира)» (Зогар, de Pauly, III, 288 b).
Имперсонализм есть роковая черта таких учений, и это понятно, ибо личность
познается только встречей, живым откровением о себе.
Те силы и явления, которые изучает Беме, эмпирически даны ему в мистическом созерцании, подобно тому как они даются и в опытных науках: как из электричества нельзя логически дедуцировать свет или теплоту, так и Беме не выводятся, а «опытно»
познаются элементы Бога: «Herbe», «bitterer Stachel», «Angst», «Feuer» [«Терпкое», «страшное жало», «страх», «огонь» (нем.).
На основании действия Божия в твари
познается, что есть Бог в Себе.
Цитаты из русской классики со словом «познаваться»
Именно Фейербах учил, что бытие
познается через любовь, что познающий любящий, что любовь есть бытие.
Кант и идеалистические теории познания утверждают, что познает совсем не человек, ибо это означало бы психологизм и антропологизм, т. е. релятивизм в познании, и
познается совсем не мир, ибо это означало бы наивный реализм.
Наш «эмпирический» мир есть действительный мир, но больной и испорченный; он воспринимается таким, каков он есть в данном своем дефектном состоянии, а не таким, каким его конструирует субъект; он
познается наукой, наука имеет дело с реальностью, а не с состояниями сознания и элементами мышления, но реальностью больной.
Бог
познается и чувством, и умом, но не умом и понятием.
Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте
познается реальность.
Синонимы к слову «познаваться»
Предложения со словом «познаваться»
- Но будь внимателен в своём выборе, истинные друзья познаются только в беде.
- Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.
- Те, кто придерживается его, считают, что подобное познаётся подобным, словно предполагая, что душа – это сами вещи.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «познаваться»
Значение слова «познаваться»
ПОЗНАВА́ТЬСЯ, -знаётся; несов. 1. Становиться известным; узнаваться. Друзья познаются в беде. Пословица. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПОЗНАВАТЬСЯ
Афоризмы русских писателей со словом «познаваться»
- Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются.
- Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?
- Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно