Цитаты со словом «исходное»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Но в то же время процесс этого феноменологического очищения и панлогического восхождения отличается непрерывностью и связностью на всех ступенях, он может быть проходим во всех направлениях, подобно тому как из любой точки круга мы можем пройти всю окружность и возвратиться к
исходной точке или же из центра провести радиус ко всем точкам окружности.
Догмат нарушает, вернее, не считается с основным требованием логической дискурсии (с такой отчетливостью формулированным Г. Когеном), именно с непрерывностью в мышлении (Kontinuität des Denkens), которая опирается на порождении им своего объекта (reiner Ursprung [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной
исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
Таким
исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого.]).
Философствование есть рефлексия разума на осознанные, в качестве истинных, его узрения, играющие роль
исходных аксиом, а вместе и объектов рефлексии, критического исследования, анализа, доказательства.
Возвращаясь к нашей
исходной проблеме — возможна ли религиозная философия и как она возможна, — мы должны настойчиво указать, что если действительно в основе философствования лежит некое «умное ведение», непосредственное, мистически-интуитивное постижение основ бытия, другими словами, своеобразный философский миф, хотя и не имеющий яркости и красочности религиозного, то всякая подлинная философия мифична и постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая» философия.
Если для философии догмат представляет terminus ad quern [Конечный пункт (лат.).], то для догматики он есть terminus a quo [
Исходный пункт (лат.).].
Притязание неокантианцев на всецелое порождение мышлением объекта мысли (reiner Ursprung [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной
исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
Таким
исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого.]) есть самообман, ибо условно методологические операции мысли, служащие лишь для ассимилирования мыслью ее объекта, здесь смешиваются с самим объектом.
Так есть, — об этом совершенно твердо говорит нам религиозный опыт, это надо принять и религиозной философии за
исходное определение — в смирении разума, ибо и от разума требуется жертва смирения, как высшая разумность неразумия.
Эта проблема вполне аналогична проблеме Эккегарта (знакомство с которым определенно чувствуется в соответствующих учениях Беме) [Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127.], именно о возникновении в первоначальном, чистом Ничто одновременно и Бога и мира, или о теологическом «reiner Ursprung» [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной
исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
Таким
исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого.] (по выражению «Логики» Когена); однако коренная разница с Эккегартом в этом пункте, определяющая и ряд последующих различий, у Беме будет в том, что у него мир возникает не параллельно с Богом, как Его необходимый коррелат, но в силу диалектики самого Бога или развития Его природы.
Такова предельная интуиция религиозного самосознания и
исходная аксиома веры, которая приемлется или отвергается в глубочайших недрах целостного религиозного духа до всякой рефлексии и ранее всякой философии; последняя лишь выявляет и осуществляет разные возможности, заложенные в уже принятом решении, дает ему философскую транскрипцию.
«
Исходным пунктом является абсолютная свобода Бога в мироздании.
Бог умеет ждать, ибо свершение времен, когда Сын покорит все Отцу и будет Бог «всяческая во всех», отделено от
исходного да будет долгим историческим процессом, который есть дар Божьего всемогущества тварной свободе.
Философия должна сознательно считаться в построениях своих с
исходными антиномиями религиозного самосознания — в этом состоит религиозная «критика разума».
Исходная антиномия: Абсолютное — Бог в космологии получает выражение: всеблаженный и самодовлеющий Бог — Творец мира.
Сколь бы ни была велика дарованная твари свобода как положительная мощь, она относится только к распоряжению божественным даром бытия, но не к самосотворению (этой мысли противится абсолютный идеализм люциферического оттенка, как, напр., Ich-philosophie Фихте [«Я — философия» (нем.) — так называемая первая система субъективного идеализма Фихте,
исходный принцип которой — «Я есмь Я» (Ich bin Ich).
Это учение Беме глубоко чуждо духу Каббалы, знакомство с которой у него несомненно, ибо эротическая метафизика Каббалы, при некотором внешнем сходстве с бемизмом (
исходный андрогинизм Адама), проникнута чувством глубочайшей изначальности и реальности пола.
Он направил духовные поиски на неверные пути, и теперь надо снова возвратить их к
исходному пункту и прежде всего поставить принципиальный вопрос: можно ли говорить в применении к человеческому творчеству о теургии, θεοΰ έργον, о богодействе?
И его творческий порыв, по воле Божией, может оказаться
исходной точкой софиургийного действа.
Цитаты из русской классики со словом «исходное»
Ассоциации к слову «исходный»
Синонимы к слову «исходное»
Предложения со словом «исходный»
- Начиная полное дыхание, ребёнок должен занять исходное положение лёжа на полу.
- Положение это является исходной точкой пути, на котором живопись с помощью своих сил вырастает до искусства в абстрактном смысле и на котором она, в конце концов, достигает чисто-художественной композиции.
- Я уже была готова вытащить свой пистолет и принять исходную позицию, как опомнилась и сама себя остановила.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «исходный»
Что (кто) бывает «исходным»
Значение слова «исходный»
Дополнительно