Неточные совпадения
Не рационализированный,
первичный, живой опыт и есть сама безмерная и бесконечная жизнь до рационального распадения на субъект и объект.
Эмпиризм есть бессознательная и потому низшая форма рационализма, он имеет дело не с
первичным и живым опытом, а с вторичным и рационализированным; твердость знания у эмпиризма есть твердость рационализма, контрабандным образом проведенного.
Но в последнее время начинается движение против господства этого рационализированного опыта за восстановление в правах
первичного, живого, беспредельного опыта, в котором может быть дано не только «рациональное», но и «мистическое».
Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что то гносеологическое направление, которое принято называть эмпиризмом, не достигает обоснования и оправдания твердыни знания; оно неизбежно разлагается на рационализм и мистицизм в зависимости от того, принимает ли ограниченный, вторичный и рационально-конструированный опыт или неограниченный,
первичный и живой опыт.
Гносеология должна начать с установления различия между
первичным нерационализированным сознанием и сознанием вторичным, рационализированным, в то время как обычно она начинает с сознания уже рационализированного и иного не признает.
Сущее дано лишь в живом опыте
первичного сознания, до рационалистического распадения на субъект и объект, до рассечения цельной жизни духа.
Только этому
первичному сознанию дана интуиция бытия, непосредственное к нему касание.
Сознание
первичное не объективирует и не умерщвляет, оно живет познавая и познает живя.
Риккерт и его ученики скажут, что это
первичное сознание есть лишь иррациональное «переживание», с которым не имеют никакого дела гносеология и философия, что тут можно только «переживать» и нельзя познавать.
Я именно и утверждаю, что в так называемом «иррациональном переживании» или, по моей терминологии, в
первичном нерационализированном сознании совершается самое подлинное познание бытия, совершается то касание сущего, которое не может не быть и познанием.
Мы же полагаем, что в безмерной области
первичного, нерационализированного сознания есть царство света, а не только тьмы, космоса, а не только хаоса.
Хаос и тьма, «мир сей», даны именно рационализированному сознанию, сознанию же иному,
первичному, дан «мир иной», мир истинно сущего.
Сущий факт
первичнее мыслительного.
Первичная, первосортная гносеология ориентирована на факте веры, которая есть познание и бытие разом.
Что бытие непосредственно, интуитивно дано нашему
первичному, целостному сознанию, этого нельзя доказать, нельзя ни из чего вывести, это можно только открыть и принять.
Узел разрубается тем, что я исхожу из непосредственной и
первичной интуиции бытия, сущего.
Интуитивное, целостное, органическое познание совершается в
первичном, не рационализированном сознании.
Бытие, жизнь духа даны изначально, даны сознанию
первичному, не рационализированному, сознанию церковному, разуму церковному.
Отвлеченные философы считают доказанным и показанным, ясным и самоочевидным, что философии следует начинать с субъекта, с мышления, с чего-то безжизненно формального и пустого; но почему бы не начать философствовать с кровообращения, с живого, с предшествующего всякой рациональной рефлексии, всякому рациональному рассечению, с органического мышления, с мышления как функции жизни, с мышления, соединенного с своими бытийственными корнями, с непосредственных,
первичных данных нерационализированного сознания?
Быть может, вершины бытия трансцендентны для нашего низшего, болезненного, вторичного сознания и имманентны для сознания высшего, здорового,
первичного.
Есть
первичное, нерационализированное сознание, в котором даны живые связи с бытием, дано первоощущение бытия и происходящей в нем драмы.
Ни философия позитивная, ни философия критическая не в силах понять происхождения и значения времени и пространства, законов логики и всех категорий, так как исходит не из
первичного бытия, с которым даны непосредственные пути сообщения, а из вторичного, больного уже сознания, не выходит из субъективности вширь, на свежий воздух.
Переживаемое и испытываемое бытие
первичнее сознания и всех его элементов, и из него лишь могут быть истолкованы дефекты нашего сознания, вся эта беспомощность познавательного процесса.
Идея бытия есть
первичная интуиция, а не производный результат дискурсивного мышления, и все попытки критицистов разложить эту идею на простейшие элементы, ничего общего с бытием не имеющие, из субъекта взятые, производят впечатление софизмов, являются ненужным и вредным схоластическим формализмом.
Всякое существо, сбрасывая с себя пыль рационалистической рефлексии, касается бытия, непосредственно стоит перед его глубиной, сознает его в той
первичной стихии, в которой мышление неотделимо от чувственного ощущения.