Неточные совпадения
Нельзя быть кантианцем и исповедовать веру в реальность Воскресения Христа или ждать реального
конца истории.
Это вселенское религиозное миропонимание и мироощущение, к которому современный мир идет разными путями и с разных
концов, прежде всего остро ставит вопрос о смысле мировой
истории, о религиозном соединении судьбы личности и судьбы вселенной.
История лишь в том случае имеет смысл, если будет
конец истории, если будет в
конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой
истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности, если весь хронологический ряд
истории вытянется в одну линию и для всего найдется окончательное место.
Свобода творения в начале мировой
истории была сознана формально и потерялась в грехе; в
конце мировой
истории она должна быть сознана материально и обретена в совершившемся искуплении.
История человечества на земле есть трагедия бытия в нескольких актах; она имеет начало и
конец, имеет неповторимые моменты внутреннего развивающегося действия; в ней каждое явление и действие имеет единственную ценность.
Ясно, что множественность и повторяемость в индийской философии и религии, отрицание смысла конкретной
истории, допущение скитания душ по разным краям бытия, по темным коридорам и индивидуального спасения этих душ путем превращения в новые и новые формы — все это несовместимо с принятием Христа и с надеждой на спасительный
конец истории мира.
Процесс
истории не есть прогрессирующее возвращение человечества к Богу по прямой линии, которое должно закончиться совершенством этого мира: процесс
истории двойствен; он есть подготовление к
концу, в котором должно быть восстановлено творение в своей идее, в своем смысле, освобождено и очищено человечество и мир для последнего выбора между добром и злом.
В
конце мировой
истории Христос явится как Царь, явит миру Свою силу и славу, будет властвовать над миром, миру обещано наступление Его тысячелетнего царства.
Великое чудо, которого ждет человек и с ним весь мир, — когда все наши мертвецы встанут из гробов и оживут, совершится лишь в
конце истории, к нему все мы должны готовиться.
Но, чтобы вступить окончательно на путь богочеловеческий, человечество, по-видимому, должно пройти до
конца соблазн отвлеченного гуманизма, попробовать на вершине исторического процесса, в поздний час
истории устроиться самостоятельно на земле, стать на ноги, отвергнув все источники своего бытия.
Идея прогресса и есть идея смысла
истории,
истории как пути к Богу, к благодатному
концу, к Царству Божьему.
Учение о прогрессе, о смысле
истории неизбежно предполагает благодатное завершение
истории, конечный исход,
конец истории, ту или иную эсхатологию; в эсхатологии — пафос религии прогресса, душа ее.
А вместе с тем прогрессисты-позитивисты отрицают
конец истории, исповедуют религию плохой бесконечности, отсутствия
конца во времени, бесконечного совершенствования.
Рационалистическое сознание мешает им принять идею
конца истории и мира, которая предполагается их неясными чувствами и предчувствиями; они защищают плохую бесконечность, торжествующую в жизни натурального рода.
История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет
конца; смысл
истории и есть движение к
концу, к завершению, к исходу.
Религиозное сознание видит в
истории трагедию, которая имела начало и будет иметь
конец.
Мировая социальная катастрофа, наступление социалистического рая — все это вывернутая наизнанку религиозная идея
конца истории, начало уже сверхисторического.
В сознании своем социалисты утверждают, что прогресс будет бесконечным; но в стихии своей утверждают
конец, социалистический
конец истории, исход, спасение человечества от всех бед и зол, обоготворение человечества.
Апокалипсис, откровение св. Иоанна, и есть христианская книга, в которой заключены пророчества о
конце истории, которая тесно связана со смыслом
истории.
Апокалипсические пророчества говорят о грядущем разделении мира, об образовании в
конце истории как царства князя этого мира, так и царства Христова.
Победа над смертью и мировое воскресение завоевывается лишь всемирной
историей и явится лишь в ее
конце.
Только в свете религиозного сознания видна двойственность исторических судеб человечества, видно грядущее в мире разделение на конечное добро и конечное зло, виден трагический и трансцендентный
конец истории, а не благополучный и имманентный.
Смысл мировой
истории не в благополучном устроении, не в укреплении этого мира на веки веков, не в достижении того совершенства, которое сделало бы этот мир не имеющим
конца во времени, а в приведении этого мира к
концу, в обострении мировой трагедии, в освобождении тех человеческих сил, которые призваны совершить окончательный выбор между двумя царствами, между добром и злом (в религиозном смысле слова).
Окончательное ничтожество зла может быть увидено, лишь в
конце истории, когда зло достигнет предельной своей формы, манившей и соблазнявшей людей.
В этом сущность апокалипсических пророчеств о смысле и
конце истории.
Необходимый, роковой
конец истории, который открывается в пророчествах, и будет делом свободы, постигнутой не как произвол.
Христос уничтожил противоположность между человеческой свободой и божественной необходимостью, и христианские пророчества открывают
конец истории и путь к нему по ту сторону этой противоположности.
Конец истории в такой же мере провиденциален, в какой и свободен.
Конец истории и путь к
концу — не исключительно божественный, а богочеловеческий, и в богочеловечности таится возможность осмыслить божественный план
истории, не погасив индивидуальной свободы человека.
Мировая душа оплодотворяется Логосом, принимает в себя Христа, мир должен встретиться в
конце истории с Христом, как невеста с женихом своим.
В
конце истории воплотится сила зла, церковь диавола.
Сознание смысла
истории и всеразрешающего
конца истории возможно лишь для соборной, церковной мистики, сознание это не дается ни мистике отвлеченной духовности, оторванной от жизни мировой души и все переносящей внутрь души индивидуальной, ни мистике субъективного опьянения и преувеличения, искажающего перспективы
истории.
Творческое значение имеет ныне лишь та мистика, которая связана с временами и сроками всемирной
истории, воспринимает смысл
истории и предчувствует
конец истории.