Цитаты со словом «рациональный»
После всех испытаний, всех странствований по пустыням отвлеченного мышления и
рационального опыта, после тяжкой полицейской службы должна возвратиться философия в храм, к священной своей функции, и обрести там утерянный реализм, вновь получать там посвящение в тайны жизни.
Потому что поистине:
рациональная реальность, рациональная свобода, рациональная личность — лишь призраки отвлеченной, самодовлеющей мысли.
Канта не считают рационалистом, того Канта, который допускал веру лишь в пределах разума, который рационалистически отвергал чудесное, который все бытие сковал
рациональными категориями, поставил реальность в зависимость от познающего субъекта.
Личность иррациональна для рационалистической философии и всегда разложима и на что-нибудь сводима; пантеистический монизм или атомистический плюрализм оказываются роковыми пределами
рациональной мысли.
Рациональное знание продолжает господствовать, с ним должна сообразоваться вера и ограничивать себя велениями просвещенного разума.
Дуализм этот, допускающий веру, но ограничивающий ее
рациональным сознанием, очень характерен.
Замкнувшись в царстве видимых вещей,
рациональная современность отрицает веру и делает вид, что не нуждается в ней.
Не рационализированный, первичный, живой опыт и есть сама безмерная и бесконечная жизнь до
рационального распадения на субъект и объект.
Ведь слишком ясно, что эмпиризм признает только опыт в
рациональных пределах, к опыту же не рациональному он относится отрицательно, как к мистике.
Когда кантианец так твердо знает, что в опыте не может быть чуда, то это понятно, потому что опыт кантианца конструирован
рациональными категориями, он сознательно в тисках, на живой опыт надет намордник, и он укусить не может.
Но в последнее время начинается движение против господства этого рационализированного опыта за восстановление в правах первичного, живого, беспредельного опыта, в котором может быть дано не только «
рациональное», но и «мистическое».
Талантливый американский психолог и философ Джемс также отстаивает расширение опыта за пределы
рационального.
Дискурсивное
рациональное познание лишь выводит, лишь заполняет посредствующие звенья; оно не восходит к истокам.
Таким образом, твердые первоосновы знания не даются дискурсивным мышлением, их нужно искать в другом месте, вне
рациональной дискурсии.
Школа Когена и Наторпа разрешает бытие в трансцендентальную методу и все сводит к
рациональным идеям.
И сам опыт, в котором рационализм стал искать пищи от голода, оказался не бытием, а
рациональной конструкцией.
Даже Шеллинг был слишком
рациональным гностиком.
Мистическое и религиозное познание не менее общеобязательно и твердо, чем познание научное и
рациональное, потому что растет из недр церковного сознания и церковного разума.
Эта точка зрения фатально должна прийти к метафизике панлогизма, так как признает исключительно рациональность, логичность бытия и бытийственность исключительно
рационального, логического.
Знание есть путь от хаоса к космосу, от тьмы к свету, и не потому, что познающий субъект своим трансцендентальным сознанием оформливает бытие и распространяет на него
рациональный свет, а потому, что само бытие просветляется и оформляется в акте самопознания.
А объяснение в любви, выраженное словами, тоже —
рациональное суждение?
А поэзия, которая всегда есть изреченность, тоже —
рациональное суждение?
Какая ложь, что познание исчерпывается
рациональным суждением!
Для одних сочетание слов есть
рациональное суждение, дискурсивное мышление, для других то же сочетание слов есть интуиция, сочетание, полное реального смысла.
В этих последних результатах европейской философии обостряется до последней степени одна проблема — проблема отношения
рационального и иррационального.
Познать действительности нельзя, так как
рациональное не покрывает иррациональное, познающий субъект не в силах совладать с хаосом, да и действительности не существует как трансцендентной реальности.
Современная гносеология убивает живое брачное познание, потому что не в силах соединить
рациональное и иррациональное.
Бытие как иррациональное остается вне мышления как
рационального, действительность остается недоступной познающему.
Только допущение единого органического разума — Логоса в субъекте и объекте соединяет мышление и бытие, выходит за пределы противоположности
рационального и иррационального.
Всякое подлинное познание есть приобщение к соборному разуму, преодолевающему противоположность
рационального и иррационального, есть участие в самопознании абсолютного.
Отвлеченные философы считают доказанным и показанным, ясным и самоочевидным, что философии следует начинать с субъекта, с мышления, с чего-то безжизненно формального и пустого; но почему бы не начать философствовать с кровообращения, с живого, с предшествующего всякой
рациональной рефлексии, всякому рациональному рассечению, с органического мышления, с мышления как функции жизни, с мышления, соединенного с своими бытийственными корнями, с непосредственных, первичных данных нерационализированного сознания?
И происходит это оттого, что эмпирики — бессознательные рационалисты, признают лишь
рациональный опыт, отвергают все непосредственное и живое в познании.
«Общее и частное одинаково единичны и индивидуальны; общее не может считаться чем-то логическим или
рациональным по преимуществу.
Онтологическая гносеология исходит из того, что нам нечто дано до всякой
рациональной рефлексии, до самопогружения и объективирования, до самого разделения на субъект и объект.
Логос не есть отвлеченное
рациональное начало, Логос — органичен, в нем процесс познания есть функция живого целого, в нем мышление есть само бытие.
Идея же греха и вытекающей из него болезненности бытия дана нам до всех категорий, до всякого рационализирования, до самого противоположения субъекта объекту; она переживается вне времени и пространства, вне законов логики, вне этого мира, данного
рациональному сознанию.
Этот
рациональный план творения целиком пребывает в сфере человеческой ограниченности и не возвышается до сознания смысла бытия, так как смысл этот связан с иррациональной тайной свободы греха.
Плохо уже то, что для мистики потребовалось разрешение в
рациональной инстанции.
Мистика не терпит никакой полиции, не выносит никаких разрешений и запретов, она сама выше всех
рациональных инстанций и критических сознаний.
Критическое,
рациональное сознание хочет вогнать мистику внутрь, в субъективность, в переживание, в темный угол, не оставляя для нее места в объективном, в Божьем мире, в истории, в космосе, которые целиком отдаются во власть рациональности.
Ныне разрешенная мистика соединима с критицизмом, рационализмом и позитивизмом, потому что она оказывается прихвостнем
рационального сознания, идет на помочах у критической полиции.
Субъективная мистика переживаний не имеет никакой связи с мировым и историческим процессом, в котором навеки все остается неизменно натуральным и
рациональным.
С этими чудесами готово примириться современное
рациональное сознание.
Догматы Христовы — непостижимы, сверхразумны, и отречение, отвержение соблазнов
рациональных есть условие религиозного гнозиса.
Отвлеченная, чистая мистика переживаний есть лишь обратная сторона рационализма и позитивизма, недаром она разрешена
рациональным, критическим сознанием.
Гораздо легче принять мистический символизм, мистический символизм
рациональнее мистического реализма.
Гораздо легче,
рациональнее принять символизм таинств, чем реализм таинств.
Сила католичества есть иррациональный остаток для всякого
рационального объяснения истории.
Цитаты из русской классики со словом «рациональный»
Для рационалистической философии, для которой высшим критерием является непрерывность мышления и
рациональное преодоление антиномий, тварность есть вообще ложная, ибо противоречивая, идея, которой не место в критической метафизике.
Но
рациональный мир с его законами, с его детерминизмом и каузальными связями есть мир вторичный, а не первичный, он есть продукт рационализации, он раскрывается вторичному, рационализированному сознанию.
Поэтому революция обычно оказывается рационалистическим безумием, рационализированной иррациональностью, в ней иррациональное подчиняется тирании
рационального, а само
рациональное, осуществляющее тиранию, носит иррациональный характер.
Это наиболее
рациональное и приемлемое объяснение свободы, в то время как свобода и нерациональна, и неприемлема.
Мистика относится к духу, к плану духовности,
рациональная же теология и метафизика относятся к объективированному бытию, в котором существование рационализировано и социализировано.
Ассоциации к слову «рациональный»
Синонимы к слову «рациональный»
Предложения со словом «рациональный»
- Маниакально-депрессивное расстройство искажает настроения и мысли, провоцирует на ужасные поступки, подрывает основу рационального мышления и слишком часто уничтожает саму волю к жизни.
- Мозг всё ещё отказывался верить в учинённую ему подлянку и норовил придумать более рациональное объяснение происходящему, чем перенос меня с багажом в другой мир.
- Нужно уметь в этой огромной массе найти рациональное зерно и правильно применять полученные знания.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «рациональный»
Что (кто) бывает «рациональным»
Значение слова «рациональный»
Афоризмы русских писателей со словом «рациональный»
Дополнительно