Цитаты со словом «признать»
Все
признают, что философия переживает тяжелый кризис, что философствующая мысль зашла в тупик, что для философии наступила эпоха эпигонства и упадка, что творчество философское иссякает.
Только христианская метафизика утверждает реальность бытия и реальность путей к бытию, постигает великую тайну свободы, ни на что не разложимой и ни к чему не сводимой, и
признает субстанцию конкретной личности, заложенной в вечности.
Гностицизм
признает путь познания путем спасения.
Поэтому оправдывать себя перед гносеологами по критериям, выдуманным самими гносеологами, я отказываюсь, и отказываюсь вполне правомерно: я отрицаю их критерии, не
признаю их суда, считаю противозаконной всю их деятельность.
В этом смысле гносеологию я с самого начала радикально отрицаю, но вообще гносеологию я, конечно,
признаю.
Существует три типических решения вопроса о взаимоотношении знания и веры, и, как увидим ниже, решения эти, несмотря на различия, сходятся в том, что одинаково
признают коренную противоположность знания и веры, не ищут общей подпочвы в глубине.
Шеллинг и Вл. Соловьев больше
признавали разум, чем Спенсер и Милль, чем Коген и Авенариус, и они же больше признавали возможность чудесного.
Третий, дуалистический тип решения вопроса о взаимоотношении знания и веры нужно
признать господствующим, наиболее соответствующим современному переходному состоянию человечества и разорванному его сознанию.
Этот компромиссный дуализм
признает и знание, и веру, но в известных пропорциях, с ограничениями, и пытается установить ложный мир знания и веры.
Он
признает веру и защищает автономность веры, независимость ее от знания.
Современность
признает лишь область видимых вещей, лишь принудительное принимает, невидимые же вещи в лучшем случае признает лишь как символы внутреннего состояния человека.
Ведь слишком ясно, что эмпиризм
признает только опыт в рациональных пределах, к опыту же не рациональному он относится отрицательно, как к мистике.
Знаменательно, что Джемс, трезвый англосаксонец,
признает за опытом святых и мистиков такой же фактический характер, как и за всяким другим опытом.
[У Липпса мы встречаем уже иной тип эмпиризма, не рационалистический и не позитивистический; он как бы
признает опыт самой «жизни», а не только опыт «знания».
Все ведь
признают, что аксиомы недоказуемы, что они предмет веры, но как бы непроизвольной, обязательной, связывающей веры.
Все, в сущности,
признают, что в основе знания лежит нечто более твердое, чем само знание, все вынуждены признать, что доказуемость дискурсивного мышления есть нечто вторичное и зыбкое.
Это начинают все более и более
признавать философски мыслящие ученые.
Величайшие философы, и христианские и языческие, те, для которых философия была священной,
признавали существование высшего, божественного разума — Логоса, в котором субъект и объект тождественны, и открывали действие Логоса в человеке.
Какая терминологическая путаница происходит, когда эмпирики не
признают полного и подлинного опыта, а лишь ограниченный и конструированный, когда рационалисты не признают полного и подлинного разума, а лишь ограниченный и оторванный от мировой жизни.
Реалистическая теория познания должна
признать примат бытия над мышлением.
Если вникнуть в жизненную основу и жизненный смысл проблемы критической гносеологии, в ее психологию, в скрытое за ней мироощущение, то должно будет
признать, что проблема эта является результатом болезненной рефлексии, раздвоенности, почти что какой-то мнительности.
Гносеология должна начать с установления различия между первичным нерационализированным сознанием и сознанием вторичным, рационализированным, в то время как обычно она начинает с сознания уже рационализированного и иного не
признает.
Школа Когена делает нечеловеческие усилия
признать познание трансцендентным человеку.
Гносеологи вынуждены даже
признать, что гносеологические категории могут меняться в зависимости от состояния положительных наук.
Эта точка зрения фатально должна прийти к метафизике панлогизма, так как
признает исключительно рациональность, логичность бытия и бытийственность исключительно рационального, логического.
Другим соблазном оторванного познающего субъекта является желание
признать себя творцом бытия, увидеть в действительности как бы копирование самого себя.
Современная философия
признает иррациональность бытия, и она же гносеологически утверждает рационализм.
Но эта чистая, свободная «мистика переживаний», которую, кстати сказать,
признают решительно все, все позитивисты и рационалисты, оказывается самым ужасным рабством.
Мы
признаем различные ступени познания: познание научное не должно быть смешиваемо с познанием мистическим, хотя и на научное познание может быть пролит мистический свет.
И происходит это оттого, что эмпирики — бессознательные рационалисты,
признают лишь рациональный опыт, отвергают все непосредственное и живое в познании.
Гносеологический реализм одинаково противоположен трем основным направлениям гносеологии — рационализму, эмпиризму и критицизму; он
признает частную истинность всех трех направлений, но сам становится сознательно мистическим.
На этой почве у Лосского возникает формальное противоречие, в котором повинно его нежелание
признать свою гносеологию онтологической.
Он
признает наличность бытия в познании, непосредственность восприятия мира и этим порывает с традициями рационалистов, эмпириков и критицистов.
Непосредственное восприятие мира я, мира внутреннего,
признают многие философы, и потому Лосский менее этим озабочен.
Лосский
признает только имманентность бытия знанию, для него действительность непосредственно присутствует в акте познания, но он нисколько не отрицает бытия трансцендентного, само бытие у него вне субъекта и до субъекта.
Сам Лосский
признает, что различие между явлениями, которыми занимается наука, и сущностью вещей лежит в самом бытии, а не в природе отношений между субъектом и объектом.
Вслед за Шеллингом Лосский должен будет
признать, что познание есть самосознание Абсолютного Разума, к которому мы приобщаемся.
Все великие философы древнего и нового мира
признавали Логос как начало субъективное и объективное, как основу мышления и бытия.
Но, несмотря на эти недостатки книги Лосского, нельзя не
признать ее выдающимся явлением современной философии.
Бог и зло ни в каком смысле не сравнимы и не сопоставимы; их нельзя
признать ни равносильными началами (дуализм), ни зло подчиненным Богу (пантеизм); к их отношениям неприменима ни ответственность, ни конкуренция.
В деле мирового освобождения от греха и спасения религиозное сознание должно
признать за человечеством не только земное, но и космическое, вселенское значение.
Дуалистический спиритуализм не может
признать смысла жизни и смысла истории; для него выгоднее как можно скорейшая смерть, естественный переход в другой, лучший мир.
Что Христос перевернул всю историю мира, это факт, который вынужден
признать весь мир, мир не только христианский по своему сознанию, но и чуждый Христу, и враждебный Ему.
На православном Востоке, в Византии, христианский мир подвергся другому соблазну, соблазну цезарепапизма: там царя
признали заместителем Христа и человека этого почти обоготворили.
Отвергли всякую сверхчеловеческую святыню; человека и человечество
признали высшей святыней.
Отрицание Бога, иного мира и всего трансцендентного
признали достаточным основанием того пафоса, по которому человек божествен, человек имеет бесконечные права, человеку предстоит блестящее будущее.
Чтобы бороться за свободу религиозной совести, нужно иметь религиозную совесть и
признавать метафизический смысл свободы.
И всякий, отказавшийся от несения бремени свободы, от долга быть свободным, последовательно вынужден стать папистом и
признать догмат непогрешимости.
Великая правда этого соединения была в том, что языческое государство
признало благодатную силу христианской церкви, христианская же церковь еще раньше признала словами апостола, что «начальствующий носит меч не напрасно», т. е. что власть имеет положительную миссию в мире (независимо от ее формы).
Церковь освящает не христианское государство, а языческое государство,
признает неизбежность начала власти и закона против анархии и распада в мире природном и благословляет власть на служение добру, никогда не благословляя злых деяний власти.
Цитаты из русской классики со словом «признать»
Я согласен, что в действительности Феденька многого не делал и не говорил из того, что я заставил его делать и говорить, но я утверждаю, что он несомненно все это думал и, следовательно, сделал бы или сказал бы, если б умел или смел. Этого для меня вполне достаточно, чтоб
признать за моим рассказом полную реальность, совершенно чуждую всякой фантастичности.
Я давно заметил, что представители ортодоксии и авторитета, в сущности, никакого авторитета для себя не
признают; они себя считают авторитетом и обличают в ересях митрополитов и епископов; для себя они
признают большую свободу и отрицают ее лишь для других.
— Это несчастие роковое, и надо
признать его. Я
признаю это несчастие совершившимся фактом и стараюсь помочь и ей и тебе, — сказал Степан Аркадьич.
— В этом вы правы, признаюсь, но это было невольно, и я тотчас же сказал себе тогда же, что мои личные чувства не должны иметь влияния на дело, потому что если я сам себя
признаю уже обязанным удовлетворить требования господина Бурдовского, во имя чувств моих к Павлищеву, то должен удовлетворить в каком бы то ни было случае, то есть, уважал бы или не уважал бы я господина Бурдовского.
— Ну да, и в Берлине были, и в Вене были, и Эльзас с Лотарингией отобрали у немцев! Что ж! сами никогда не признавали ни за кем права любить отечество — пусть же не пеняют, что и за ними этого права не
признают.
Ассоциации к слову «признать»
Синонимы к слову «признать»
Предложения со словом «признать»
- Давно бы следовало признать очевидный факт – лес перед домом колдуна заколдован.
- Неизбежно нам приходится признать существование силы, которая выступает как причина всего этого проявленного.
- При условии, что доказательство оправдательное, суд должен признать доказательство полученным законно.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «признать»
Значение слова «признать»
ПРИЗНА́ТЬ, -зна́ю, -зна́ешь; прич. страд. прош. при́знанный, -нан, -а, -о; сов., перех. (несов. признавать). 1. Разг. Узнать по каким-л. признакам, данным; распознать. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРИЗНАТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «признать»
- Восторженность на людей тихих, кротких и спокойных всегда производит неприятное впечатление; они не могут признать естественным такого состояния духа.
- Надо с грустью признать, что человечество, как и прежде, упорно не желает извлекать уроков из чужого опыта.
- За самостоятельный, по развитию и обращению, язык должно признать тот, у которого есть своя грамматика; за наречие — незначительное уклонение от него, без своей грамматики и письменности; говор — еще менее значительное уклонение, относящееся более к особенностям произношения и напеву, по пословице: что город, то норов, что деревня, то обычай, что двор, то говор.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно