Цитаты со словом «что»
Меня будет интересовать не столько вопрос о том,
чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея.
Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем,
что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад.
И возможно,
что будет еще новая Россия.
Киевская Россия не была замкнута от Запада, была восприимчивее и свободнее,
чем Московское царство, в удушливой атмосфере которого угасла даже святость (менее всего святых было в этот период [См.: Г. П. Федотов. «Святые Древней Руси».]).
Особенное значение XIX в. определяется тем,
что, после долгого безмыслия, русский народ, наконец, высказал себя в слове и мысли и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы.
Я говорю о внешней свободе, потому
что внутренняя свобода была у нас велика.
Высказывалась мысль,
что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык был неблагоприятен для развития русской умственной культуры, ибо произошел разрыв с греческим и латинским языком.
Нужно признать характерным свойством русской истории,
что в ней долгое время силы русского народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии.
Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали,
что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность сил русского народа и есть залог его великого будущего.
Верили,
что русский народ, наконец, скажет свое слово миру и обнаружит себя.
Общепринято мнение,
что татарское иго имело роковое влияние на русскую историю и отбросило русский народ назад.
Герцен говорил,
что на реформу Петра русский народ ответил явлением Пушкина.
То,
что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в русском народе.
Народ более чувствовал близость Богородицы-Заступницы,
чем Христа.
Г. Федотов подчеркивает,
что в духовных стихах недостает веры в Христа-Искупителя, Христос остается судьей, т. е. народ как бы не видит кенозиса Христа.
В
чем была двойственность идеи Москвы — Третьего Рима?
Духовный провал идеи Москвы, как Третьего Рима, был именно в том,
что Третий Рим представлялся, как проявление царского могущества, мощи государства, сложился как Московское царство, потом как империя и, наконец, как Третий Интернационал.
Трудно представить себе большее извращение христианства,
чем отвратительный «Домострой».
Раскол XVII в. имел для всей русской истории гораздо большее значение,
чем принято думать.
Она показала,
что может быть уход из государства, ставшего невыносимым, в вольные поля.
Щапов думает,
что Стенька Разин был порождением раскола.
Так же в жизни религиозной многие секты и ереси были уходом из официальной церковности, в которой был тот же гнет,
что и в государстве, и духовная жизнь омертвела.
Ошибочно думать, как это часто раньше утверждали,
что религиозный раскол XVII в. произошел из-за мелочных вопросов обрядоверия, из-за единогласия и многогласия, из-за двуперстия и пр.
Патриарх Никон не знал,
что русский церковный чин был древнегреческий и потом у греков изменился.
В основу раскола легло сомнение в том,
что русское царство, Третий Рим, есть истинное православное царство.
Раскол был уходом из истории, потому
что историей овладел князь этого мира, антихрист, проникший на вершины церкви и государства.
Так было в народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной,
что злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы религиозной жизни.
Значение левого крыла раскола — беспоповства — в том,
что он сделал русскую мысль свободной и дерзновенной, отрешенной и обращенной к концу.
Историки, не интересующиеся духовной стороной вопроса, достаточно выяснили,
что без реформ Петра самое русское государство не могло бы себя защитить и не могло бы развиваться.
Историки сейчас признают,
что уже XVII век был веком раскола и началом западного образования, началом критической эпохи.
И вместе с тем неверен распространенный взгляд,
что Петр, создавший Св.
Вернее сказать,
что церковная реформа Петра была уже результатом ослабления церкви, невежества иерархии и потери ее нравственного авторитета.
Создалась легенда,
что Петр — антихрист.
Мы увидим,
что интеллигенция, образовавшаяся в результате дела Петра, примет универсализм Петра, его обращенность к Западу и отвергнет империю.
Бецкий сказал о помещиках,
что они говорят: «Не хочу, чтобы философами были те, кто мне служить должны» [См.: А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа».].
Между тем как Петр Великий говорил,
что русский народ способен к науке и умственной деятельности, как все народы.
Но на запрос Екатерины митрополит Платон ответил,
что он «молит Бога, чтобы во всем мире были христиане таковы, как Новиков».
Сам Новиков думал,
что масонство и есть христианство.
Интересно,
что в начале XIX в., когда у нас было мистическое движение и в культурном слое и в народе, Я. Бёме проник и в народный слой, охваченный духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
Внутренняя драма Александра I была связана с тем,
что он знал, что готовится убийство его сумасшедшего отца, и не предупредил его.
О конце его жизни создалась легенда о том,
что он стал странником Федором Кузьмичом, легенда очень русская и очень правдоподобная.
Деспотические инстинкты, страх перед освободительным движением привели к тому,
что Александр отдал Россию во власть Аракчеева, фигуре жуткой и страшной.
Но эта идея не была осуществлена, на практике победил Меттерних, более реальный политик, про которого было сказано,
что он превратил союз народов в союз князей против народов.
Было что-то роковое в том,
что в это время отвратительные обскуранты Рунич и Магницкий были мистико-идеалистического направления.
Когда Александру I испуганные реакционеры указывали на опасность масонских лож и освободительных стремлений в части гвардии, то он принужден был сказать,
что сам он всему этому сочувствовал и все это подготовлял.
Но когда вышел обратный приказ власти, то Общество мгновенно изменилось и начало говорить то,
что нужно было таким людям, как Магницкий.
Необыкновенную честь русскому дворянству делает то,
что в своем верхнем аристократическом слое оно создало движение декабристов, первое освободительное движение в России, открывшее революционный век.
Некоторые историки указывают,
что люди 20-х годов, т. е. как раз участники движения декабристов, были более закалены, менее чувствительны, чем люди 30-х годов.
В поколении декабристов было больше цельности и ясности, меньше беспокойства и взволнованности,
чем в последующем поколении.
Это отчасти объясняется тем,
что декабристы были военные, участвовали в войне и за ними стоял положительный факт Отечественной войны.
Цитаты из русской классики со словом «что»
Предложения со словом «что»
- Он не хочет, чтобы мы его увидели, потому что можем знать об их отношениях.
- Перестаёт работать система светофоров, сигналы занятости, свободного пути, начинает всё мигать, и самое простое – это остановить движение и не двигаться, потому что могут быть очень большие неприятности.
- Потому что делает очень сложным ценовой график с точки зрения его восприятия.
- (все предложения)
Значение слова «что»
ЧТО1, чего́, чему́, что, чем, о чём, мест. 1. вопросительное. Обозначает вопрос о предмете, явлении, признаке и т. п.
ЧТО2, союз. 1. изъяснительный (обычно с соотносительным словом „то“ в главном предложении). Присоединяет к главному предложению придаточные дополнительные: а) со значением сообщения, высказывания, восприятия, мысли и т. п. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЧТО
Афоризмы русских писателей со словом «что»
- Путь не меньшее счастье, чем цель.
- Если мы любим кого-нибудь, то мы стараемся сделать для него все, что только в наших силах…
- Желуди-то одинаковы, но когда вырастут из них молодые дубки — из одного дубка делают кафедру для ученого, другой идет на рамку для портрета любимой девушки, в из третьего дубка смастерят такую виселицу, что любо-дорого…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно