Употребляя современное выражение, можно было бы сказать, что русская философия,
религиозно окрашенная, хотела быть экзистенциальной, в ней сам познающий и философствующий был экзистенциален, выражал свой духовный и моральный опыт, целостный, а не разорванный опыт.
Неточные совпадения
Гоголь принадлежит не только истории литературы, но и истории русских религиозных и религиозно-социальных исканий.
Он хочет осуществить религиозно-нравственное служение и подчинить ему свое художественное творчество.
Гоголь в своем рвении религиозно-нравственного учительства предложил свою теократическую утопию, патриархальную идиллию.
С Гоголя начинается религиозно-нравственный характер русской литературы, ее мессианства.
Тема религиозно-метафизическая и религиозно-социальная мучит всех значительных русских писателей.
Религиозная драма самого Л. Толстого была бесконечно глубже его религиозно-философских идей.
Потом самые замечательные религиозно-философские мысли были у нас высказаны не специальными богословами, а писателями, людьми вольными.
В России образовалась религиозно-философская вольница, которая в официальных церковных кругах оставалась на подозрении.
Но богословствование Хомякова имело свои границы, многих вопросов, которые потом поднимала русская религиозно-философская мысль, он не затрагивает, например, проблему космологическую.
Размах религиозно-философской мысли Вл. Соловьева был больший, но о церкви вернее мыслил Хомяков.
Интересно отметить, что в русской религиозно-философской и богословской мысли совсем не было идеи натуральной теологии, которая играла большую роль в западной мысли.
Философия истории связана для него с учением о Богочеловечестве, что и есть главная его заслуга перед русской религиозно-философской мыслью.
Русская религиозно-философская мысль в своих лучших представителях решительно борется против всякого юридического истолкования тайны христианства, и это входит в русскую идею.
Учение о Софии, которое стало популярно в религиозно-философских и поэтических течениях начала XX в., связано с платоновским учением об идеях. «София есть выраженная, осуществленная идея», — говорит Соловьев. «София есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом Божественного единства».
Он был пробудителем религиозной совести в обществе религиозно-индифферентном или враждебном христианству.
По своим исканиям правды, смысла жизни, исканиям Царства Божьего, своим покаяниям, своему религиозно-анархическому бунту против неправды истории и цивилизации он принадлежит русской идее.
Русская религиозно-философская мысль ставила по-иному проблему религиозной антропологии, чем католическая и протестантская антропология, и она идет дальше антропологии патристической и схоластической, в ней сильнее человечность.
Религиозно-философские собрания.
Религиозно-философское общество.
В 1903 г. в Петербурге организуются религиозно-философские собрания, на которых происходит встреча русской интеллигенции верхнего культурного слоя с представителями православного духовенства.
Религиозно-философские собрания были интересны главным образом своими вопрошениями, а не ответами.
В религиозно-философских собраниях отразилось русское ожидание эпохи Св.
Это нельзя сказать про участников религиозно-философских собраний.
Религиозно-философские собрания существовали недолго, и такой встречи интеллигенции с духовенством уже не повторилось.
Около 1908 г. в России образовалось религиозно-философское общество, в Москве — по инициативе С. Н. Булгакова, в Петербурге — по моей инициативе, в Киеве — по инициативе профессоров Духовной академии.
Религиозно-философское общество сделалось центром религиозно-философской мысли и духовных исканий.
Мысль была не столько богословской, сколько религиозно-философской.
Религиозно-философские общества первоначально имели большой успех, публичные заседания с докладами и прениями очень посещались, посещались и людьми, которые имели умственные и духовные интересы, но не специально религиозно-христианские.
В Москве центральной фигурой религиозно-философского общества был С. Н. Булгаков, тогда еще не священник.
Но в религиозно-философском обществе участвовали также такие люди, как В. Иванов.
Как и все представители русской религиозно-философской мысли, он устремлен к новому, к царству Духа, но остается неясным, в какой мере он признает возможность нового третьего откровения.
К религиозно-философскому течению начала века принадлежали также кн. Е. Трубецкой и В. Эрн.
Кн. Е. Трубецкой был близок к Вл. Соловьеву и был активным участником московского религиозно-философского общества.
И Н. Лосский, и С. Франк, в конце концов, переходят к христианской философии и входят в общее русло нашей религиозно-философской мысли начала века.
С этой ложной теократической идеей связано у Достоевского и ложное отношение к государству, недостаточное признание самостоятельного значения государства, не теократического, а мирского государства, оправдываемого
религиозно изнутри, а не извне, имманентно, а не трансцендентно.
Первые славянофилы, Киреевский и Хомяков, яснее Вл. Соловьева сознавали, что лишь
религиозно, а не философски, лишь в полноте жизни, а не в гнозисе достижим универсальный синтез, всеединство, так как свободнее были от рационализма.