Цитаты со словом «литературы»
Русская
литература началась с сатиры, но ничего замечательного не дала.
Первоначальная русская
литература имела связь с масонством.
Не был еще интеллигентом Пушкин, величайшее явление русской творческой гениальности первой трети века, создатель русского языка и русской
литературы.
Но в нем было что-то ренессанское, и в этом на него не походит вся великая русская
литература XIX в., совсем не ренессанская по духу.
Темы русской
литературы будут христианские и тогда, когда в сознании своем русские писатели отступят от христианства.
Русская
литература будет носить моральный характер, более чем все литературы мира, и скрыто-религиозный характер.
Славянофилы не поняли неизбежности реформы Петра для самой миссии России в мире, не хотели признать, что лишь в петровскую эпоху стали возможны в России мысль и слово, и мысль самих славянофилов, стала возможна и великая русская
литература.
Он был наиболее близок к Оптиной Пустыни, духовному центру православия, и в конце жизни окончательно погрузился в восточную мистику, изучал святоотеческую
литературу.
Гоголь принадлежит не только истории
литературы, но и истории русских религиозных и религиозно-социальных исканий.
Религиозная тема мучила великую русскую
литературу.
Русские писатели не могли оставаться в пределах
литературы, они переходили эти пределы, они искали преображения жизни.
Русская
литература XIX в. носила учительский характер, писатели хотели быть учителями жизни, призывали к улучшению жизни.
Поразительно, что христианский писатель Гоголь был наименее человечным из русских писателей, наименее человечным в самой человечной из
литератур [Розанов терпеть не мог Гоголя за его нечеловечность и резко о нем писал.].
Гоголь — одна из самых трагических фигур в истории русской
литературы и мысли.
С Гоголя начинается религиозно-нравственный характер русской
литературы, ее мессианства.
Этот же хаос Тютчев чувствует и за внешними покровами истории и предвидит катастрофы. Он не любит революцию и не хочет ее, но считает ее неизбежной. Русской
литературе свойствен профетизм, которого нет в такой силе в других литературах. Тютчев чувствовал наступление «роковых минут» истории. В стихотворении, написанном по совсем другому поводу, есть изумительные строки...
В этих словах намечается уже религиозная драма, пережитая Гоголем. Лермонтов не был ренессансным человеком, как был Пушкин и, может быть, один лишь Пушкин, да и то не вполне. Русская
литература пережила влияние романтизма, который есть явление западноевропейское. Но по-настоящему у нас не было ни романтизма, ни классицизма. У нас происходил все более и более поворот к религиозному реализму.
Это отразилось в русской
литературе.
«Русская
литература и социализм».].
Это имело печальные последствия для самой литературной критики, которая не стояла на высоте русской
литературы.
Белинский любил
литературу, и у него, как у критика, была большая чуткость.
В необыкновенно правдивой русской
литературе XIX в. он был самым правдивым писателем.
«Легенда о Великом Инквизиторе» одно из самых революционных, можно даже сказать, анархических произведений мировой
литературы.
Русская
литература XIX в., которая в общем словоупотреблении была самым большим проявлением русской культуры, не была культурой в западном классическом смысле слова, и она всегда переходила за пределы культуры.
Я говорил уже, что русская
литература не была ренессансной, что она была проникнута болью о страданиях человека и народа и что русский гений хотел припасть к земле, к народной стихии.
Русская
литература и мысль носила в значительной степени обличительный характер.
Русская
литература XIX в. терпеть не могла империи, в ней силен был обличительный элемент.
Русская
литература, как и русская культура вообще, соответствовала огромности России, она могла возникнуть лишь в огромной стране, с необъятными горизонтами, но она не связывала это с империей, с государственной властью.
Официальное католичество и официальный протестантизм создали огромную богословскую
литературу, богословие стало делом профессиональным, им занимались специалисты, люди духовные, профессора богословских факультетов и институтов.
Соловьев — самые загадочные фигуры в русской
литературе XIX в.
Писал он очень старомодно, языком, не свойственным русской
литературе, и читать его было не очень приятно.
Но в русской богословской
литературе совсем не было трудов по библейской критике, по научной экзегезе Священного Писания.
Я все время подчеркивал профетический элемент в русской
литературе и мысли XIX в.
Первое течение не ставит никаких творческих проблем, и в прошлом оно опирается не столько на греческую патристику, сколько на сирийскую аскетическую
литературу.
Великая русская
литература могла возникнуть лишь у многочисленного народа, живущего на огромной земле.
Русская
литература, русская мысль были проникнуты ненавистью к империи, обличали ее зло.
Пробуждение религиозного беспокойства в
литературе.
Только в начале XX в. критика по-настоящему оценила великую русскую
литературу XIX в., прежде всего Достоевского и Л. Толстого.
Духовная проблематика вершин русской
литературы была усвоена, ею прониклись, и вместе с тем произошло большое изменение, не всегда благоприятное, по сравнению с литературой XIX в.
Исчезла необыкновенная правдивость и простота русской
литературы.
Но у Мережковского нельзя уже найти этого необыкновенного правдолюбия русской
литературы, у него все двоится, он играет сочетаниями слов, принимая их за реальности.
Но был и возврат к традициям русской мысли XIX в., к религиозному содержанию русской
литературы, к Хомякову, к Достоевскому и Вл. Соловьеву.
В начале века Д. С. Мережковский играл главную роль в пробуждении религиозного интереса и беспокойства в
литературе и культуре.
Это — литератор, до мозга костей живущий в
литературе и словесных сочетаниях и отражениях более, чем в жизни.
То были прежде всего люди
литературы, и у них не было ни теоретической, ни практической подготовки для решения вопросов социального порядка.
По свойствам русской души, деятели ренессанса не могли оставаться в кругу вопросов
литературы, искусства, чистой культуры.
Русская
литература XX в. не создала большого романа, подобного роману XIX в., но создала очень замечательную поэзию.
Символисты сознавали себя новым течением и были в конфликте с представителями старой
литературы.
Русская
литература и поэзия начала века носили профетический характер.
Негодование Белого против якобы измены Блока и петербургской
литературы символическому искусству преувеличено и не вполне правдиво, так как за этим было скрыто что-то личное.
Цитаты из русской классики со словом «литературы»
Ассоциации к слову «литературы»
Синонимы к слову «литературы»
Предложения со словом «литература»
- Но меня убедил директор педучилища, что с фамилией, доставшейся мне от моего родного отца, Гольденберг, мне не дадут преподавать русскую литературу русским детям.
- От нас, сегодняшних, зависит – сохранить великое наследие поколения победителей, будь то личные бесхитростные истории или произведения художественной литературы мирового значения.
- Книга, предлагаемая вниманию читателей, не укладывается ни в один из принятых в современной научной литературе жанров.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «литература»
Какими бывают «литературы»
Значение слова «литература»
ЛИТЕРАТУ́РА, -ы, ж. 1. Вся совокупность научных, художественных, философских и т. п. произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЛИТЕРАТУРА
Афоризмы русских писателей со словом «литература»
Дополнительно