Если эстет живет в мире своих ощущений и эмоций, то это совсем не означает, что он живет в экзистенциальном мире субъектности, в
мире духа, свободы и творческой активности.
Неточные совпадения
Окончание динамики
духа и его все вновь возникающих противоречий может быть лишь концом
мира.
Обращаясь к самопознанию, которое есть одно из главных источников философского познания, я открываю в себе изначальное, исходное: противление мировой данности, неприятие всякой объектности, как рабства человека, противоположение свободы
духа необходимости
мира, насилию и конформизму.
Не нужно исходить из любви к
миру, нужно исходить из противоположения свободы
духа миру.
Кант закрыл путь познания подлинного
мира существования, отличного от
мира явлений, в его философии почти совершенно отсутствует категория
духа.
Я понял до глубины, что всякая объективация
духа в
мире есть царство мещанства.
Философия этой книги сознательно личная, в ней говорится о человеке, о
мире, о Боге лишь то, что я увидел и пережил, в ней философствует конкретный человек, а не мировой разум или мировой
дух.
Это происходит в царстве
духа, а не в царстве объектного
мира.
Персоналистическая философия должна признать, что
дух не генерализирует, а индивидуализирует, он создает не
мир идеальных ценностей, внечеловеческих и общих, а
мир личностей с их качественным содержанием, формирует личности.
Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному
миру, который есть материал для работы
духа.
Личность не порождается родовым космическим процессом, не рождается от отца и матери, она происходит от Бога, является из другого
мира; она свидетельствует о том, что человек есть точка пересечения двух
миров, что в нем происходит борьба
духа и природы, свободы и необходимости, независимости и зависимости.
Мир рабства есть
мир отчужденного от себя
духа.
Авторитарному сознанию или авторитарному строю жизни нужно противополагать не разум, не природу и не суверенное общество, а
дух, т. е. свободу, духовное начало в человеке, образующее его личность и независимое от объективированной природы и от объективированного логического
мира.
Мир есть объективированный, т. е. отчужденный от себя
дух.
И за этим стоит примат
духа над
миром.
Но «князь
мира сего» не есть нейтральное лицо, помещенное в нейтральную зону между царством Божьим и царством дьявола, это есть лицо в высшей степени агрессивное и наступательное, всегда посягающее на свободу
духа и на сферу царства Божия.
Утопия совершенного общества в условиях нашего
мира, утопия священного царства и священной власти, утопия совершенной и абсолютной общей воли народа или пролетариата, утопия абсолютной справедливости и абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью личности, с личной совестью и личным достоинством, со свободой
духа и совести.
Но вечный творческий
дух восстает против этого состояния
мира и человека.
Человек не только
дух, он сложного состава, он также и животное, также и явление материального
мира, но человек также и
дух.
В объективации
духа высшее притягивается вниз и приспособляется; в творческом воплощении
духа низшее, материя
мира, поднимается, и происходит изменение мировой данности.
Излияние
Духа, меняющего
мир, есть активность
духа и в самом человеке.
Великие слова, заключающие в себе целый мир новых отношений между людьми, — мир здоровья,
мир духа, мир красоты, мир естественно-нравственный и потому нравственно чистый.
Неточные совпадения
Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: «Фи, такой гадкий!» Увы! все это известно автору, и при всем том он не может взять в герои добродетельного человека, но… может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского
духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в
мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения.
— Он очень деловит, — сказала Варвара и, неприятно обнажив зубы усмешкой, дополнила: — Кумов — не от
мира сего, он все о
духе, а этот — ничего воздушного не любит.
Вспомнились слова Марины: «
Мир ограничивает человека, если человек не имеет опоры в
духе». Нечто подобное же утверждал Томилин, когда говорил о познании как инстинкте.
Диомидов выпрямился и, потрясая руками, начал говорить о «жалких соблазнах
мира сего», о «высокомерии разума», о «суемудрии науки», о позорном и смертельном торжестве плоти над
духом. Речь его обильно украшалась словами молитв, стихами псалмов, цитатами из церковной литературы, но нередко и чуждо в ней звучали фразы светских проповедников церковной философии:
— Душа сопричастна страстям плоти,
дух же — бесстрастен, и цель его — очищение, одухотворение души, ибо
мир исполнен душ неодухотворенных…