Неточные совпадения
Хотя Белинский был человеком 40-х
годов, принадлежал к поколению славянофилов и западников, но он, может быть, первый выразил тип
революционной интеллигенции и в конце своей жизни формулировал основные принципы ее миросозерцания, которые потом развивались в 60-е и 70-е
годы.
Тип культуры шестидесятников, Добролюбова, Чернышевского, нигилистов, возраставшей
революционной интеллигенции был пониженный по сравнению с типом дворянской культуры 30-х и 40-х
годов, культуры Чаадаева, И. Киреевского, Хомякова, Грановского, Герцена.
Для крайних, максималистических
революционных течений конца 60-х
годов наибольший интерес представляет зловещая, жуткая фигура Нечаева, характерно русская фигура.
Лавров, один из ученых идеологов
революционного социалистического движения 70-х
годов, хотел поучать народ и ждал революции от этого поучения.
В истории
революционных движений в России Ткачев является предшественником «Народной воли», которая в отличие от народнического движения 70-х
годов поставила себе политическую задачу свержения самодержавной монархии путем террора.
К 80-м
годам народнический социализм был изжит и
революционное движение не могло дальше развиваться под его знаменем.
Для понимания подготовки диктатуры пролетариата, которая есть диктатура коммунистической партии, чрезвычайный интерес представляет книжка Ленина «Что делать?», написанная еще в 1902
году, когда не было еще раскола на большевиков и меньшевиков, и представляющая блестящий образец
революционной полемики.
Коммунисты с презрением называли старую
революционную и радикальную интеллигенцию буржуазной, как нигилисты и социалисты 60-х
годов называли интеллигенцию 40-х
годов дворянской, барской.
Революционная народническая организация 70-х
годов называла себя «Черный передел» в соответствии с настроениями и мечтами крестьянства.
— «Интеллигенция любит только справедливое распределение богатства, но не самое богатство, скорее она даже ненавидит и боится его». Боится? Ну, это ерундоподобно. Не очень боится в наши дни. «В душе ее любовь к бедным обращается в любовь к бедности». Мм — не замечал. Нет, это чепуховидно. Еще что? Тут много подчеркнуто, черт возьми! «До последних,
революционных лет творческие, даровитые натуры в России как-то сторонились от революционной интеллигенции, не вынося ее высокомерия и деспотизма…»
Наши максималисты в
революционные годы тоже были старыми, не возрожденными людьми, плохим человеческим материалом для дела освобождения, — клетки их душ были не подготовлены для выполнения исторической задачи.
Впрочем, еще раз она появилась. В руках у нее был сверток — два фунта масла и два десятка яиц. И после страшного боя я ни масла, ни яиц не взял. И очень этим гордился, вследствие юности. Но впоследствии, когда мне приходилось голодать в
революционные годы, не раз вспоминал лампу-«молнию», черные глаза и золотой кусок масла с вдавлинами от пальцев, с проступившей на нем росой.
Неточные совпадения
— Он нигилист. [Нигилист — отрицатель (от латин. nihil — ничего); нигилизм — система взглядов, имевшая распространение в середине XIX века. В 60-е
годы XIX столетия противники
революционной демократии называли нигилистами вообще всех революционно настроенных.]
Он не мог противостоять потоку националистической реакции 80-х
годов, не мог противостоять потоку декадентства в начале XX века, не мог противостоять
революционному потоку 1905 г., а потом новому реакционному потоку, напору антисемитизма в эпоху Бейлиса, наконец, не может противостоять могучему потоку войны, подъему героического патриотизма и опасности шовинизма.
Он уже был профессором сравнительной анатомии в Гиссене, товарищем Либиха (с которым вел потом озлобленную химико-теологическую полемику), когда
революционный шквал 1848
года оторвал его от микроскопа и бросил в франкфуртский парламент.
В тридцатых
годах убеждения наши были слишком юны, слишком страстны и горячи, чтоб не быть исключительными. Мы могли холодно уважать круг Станкевича, но сблизиться не могли. Они чертили философские системы, занимались анализом себя и успокоивались в роскошном пантеизме, из которого не исключалось христианство. Мы мечтали о том, как начать в России новый союз по образцу декабристов, и самую науку считали средством. Правительство постаралось закрепить нас в
революционных тенденциях наших.
Во Франции некогда была блестящая аристократическая юность, потом
революционная. Все эти С.-Жюсты и Гоши, Марсо и Демулены, героические дети, выращенные на мрачной поэзии Жан-Жака, были настоящие юноши. Революция была сделана молодыми людьми; ни Дантон, ни Робеспьер, ни сам Людовик XVI не пережили своих тридцати пяти
лет. С Наполеоном из юношей делаются ординарцы; с реставрацией, «с воскресением старости» — юность вовсе не совместна, — все становится совершеннолетним, деловым, то есть мещанским.