Цитаты со словом «казаки»
Большую часть своего успеха я отношу к примерной самоотверженности и честной службе сибирских стрелков и уссурийских
казаков, бывших со мной в путешествиях.
Один из
казаков хотел было стрелять, но я остановил его.
— Моя тихонько ходи, — говорил он. — Думай, какой люди далеко сопках ходи? Посмотри — капитан есть,
казак есть. Моя тогда прямо ходи.
Кроме того, в состав экспедиционного отряда вошли 6 сибирских стрелков (Дьяков, Егоров, Загурский, Мелян, Туртыгин, Бочкарев) и 4 уссурийских
казака (Белоножкин, Эпов, Мурзин, Кожевников).
На это опасное дело вызвался
казак Кожевников.
Ниже росли кусты и деревья, берег становился обрывистым и был завален буреломом. Через 10 минут его лошадь достала до дна ногами. Из воды появились ее плечи, затем спина, круп и ноги. С гривы и хвоста вода текла ручьями.
Казак тотчас же влез на коня и верхом выехал на берег.
Выбрав место, где не было бурелома,
казак сквозь кусты пробрался к реке, остановился в виду у плывущей лошади и начал ее окликать; но шум реки заглушал его голос.
Дав ей отдышаться,
казак надел на нее недоуздок и повел в табун.
Вечером стрелки и
казаки сидели у костра и пели песни. Откуда-то взялась у них гармоника. Глядя на их беззаботные лица, никто бы не поверил, что только 2 часа тому назад они бились в болоте, измученные и усталые. Видно было, что они совершенно не думали о завтрашнем дне и жили только настоящим. А в стороне, у другого костра, другая группа людей рассматривала карты и обсуждала дальнейшие маршруты.
Сегодня мы имели случай наблюдать, как
казаки охотятся за пчелами.
Разыскать мед взялся
казак Мурзин.
Неизвестно, чем кончилась бы эта борьба, если бы на помощь пчелам не пришли
казаки.
Надо было видеть, в какое бегство обратились
казаки!
Решено было дать пчелам успокоиться. Перед вечером два
казака вновь пошли к улью, но уже ни меда, ни пчел не нашли. Улей был разграблен медведями. Так неудачно кончился наш поход за диким медом.
Казаки пробовали было вести лошадей целиной, но оказалось еще худее.
Потесненные русскими, они ушли на Уссури, а оттуда, под давлением
казаков, перекочевали на реку Улахе. Теперь их осталось только 12 человек: 3 мужчин, 5 женщин и 4 детей.
Казак Белоножкин ударил змею топором и отсек ей голову.
— Погода разгуляется, будет вёдро. Ишь петухи как кричат. Это верная примета, — говорили
казаки между собой.
— Пройдемте кто-нибудь со мной, ребята, — обратился старовер к
казакам.
Около полудня мы сделали большой привал. Люди тотчас же стали раздеваться и вынимать друг у друга клещей из тела. Плохо пришлось Паначеву. Он все время почесывался. Клещи набились ему в бороду и в шею. Обобрав клещей с себя,
казаки принялись вынимать их у собак. Умные животные отлично понимали, в чем дело, и терпеливо переносили операцию. Совсем не то лошади: они мотали головами и сильно бились. Пришлось употребить много усилий, чтобы освободить их от паразитов, впившихся в губы и в веки глаз.
Казаки разбирали вьюки, ставили комарники и готовили ужин.
— Ты хорошо эти места знаешь? — продолжал допрашивать его
казак.
Надо было дать вздохнуть лошадям. Их расседлали и пустили на подножный корм.
Казаки принялись варить чай, а Паначев и Гранатман полезли на соседнюю сопку. Через полчаса они возвратились. Гранатман сообщил, что, кроме гор, покрытых лесом, он ничего не видел. Паначев имел смущенный вид, и хотя уверял нас, что место это ему знакомо, но в голосе его звучало сомнение.
— Значит, и у вас в тайге есть китайцы? — спросили его
казаки.
Увидев нас, китаец испугался и хотел было убежать, но
казаки закричали ему, чтобы он остановился.
Увидев стрелков, он испугался и тоже хотел было убежать, но
казаки задержали его и привели ко мне.
— Пить нельзя, — сказал
казак Эпов, подавая кружку.
— Что это такое? — спросил я
казака.
Сначала я пробовал сдуть мошек ртом, потом принялся снимать их ложкой, но каждый раз, как я прекращал работу, они снова наполняли кружку.
Казак оказался прав. Та к напиться чаю мне и не удалось. Я выплеснул чай на землю и залез в свой комарник.
Утром я проснулся от говора людей. Было 5 часов. По фырканью коней, по тому шуму, который они издавали, обмахиваясь хвостами, и по ругани
казаков я догадался, что гнуса много. Я поспешно оделся и вылез из комарника. Интересная картина представилась моим глазам. Над всем нашим биваком кружились несметные тучи мошки. Несчастные лошади, уткнув морды в самые дымокуры, обмахивались хвостами, трясли головами.
Казаки вокруг бивака кольцом разложили дымокуры.
На другой день было еще темно, когда я вместе с
казаком Белоножкиным вышел с бивака. Скоро начало светать; лунный свет поблек; ночные тени исчезли; появились более мягкие тона. По вершинам деревьев пробежал утренний ветерок и разбудил пернатых обитателей леса. Солнышко медленно взбиралось по небу все выше и выше, и вдруг живительные лучи его брызнули из-за гор и разом осветили весь лес, кусты и траву, обильно смоченные росой.
Казаки согрели чай и ждали моего возвращения. Не обошлось без курьеза. Когда чай был разлит по кружкам, П.К. Рутковский сказал...
— Есть, — отвечал
казак Белоножкин и, пошарив у себя в кармане, вытащил из него почерневший от грязи кусок сахару.
— Он Сихотэ-Алинь переваливал, — отвечал находчивый
казак.
Через 1,5 часа я вернулся и стал будить своих спутников. Стрелки и
казаки проснулись усталые; сон их не подкрепил. Они обулись и пошли за конями. Лошади не убегали от людей, послушно позволили надеть на себя недоуздки и с равнодушным видом пошли за казаками.
Когда я проснулся, мне в глаза бросилось отсутствие солнца. На небе появились слоистые облака, и на землю как будто спустились сумерки. Было 4 часа пополудни. Можно было собираться на охоту. Я разбудил
казаков, они обулись и принялись греть воду.
К утру я немного прозяб. Проснувшись, я увидел, что костер прогорел. Небо еще было серое; кое-где в горах лежал туман. Я разбудил
казака. Мы пошли разыскивать свой бивак. Тропа, на которой мы ночевали, пошла куда-то в сторону, и потому пришлось ее бросить. За речкой мы нашли другую тропу. Она привела нас к табору.
Я уже хотел подать сигнал к остановке, как вдруг один из
казаков сказал, что видит огонь.
Стояла китайская фанзочка много лет в тиши, слушая только шум воды в ручье, и вдруг все кругом наполнилось песнями и веселым смехом. Китайцы вышли из фанзы, тоже развели небольшой огонек в стороне, сели на корточки и молча стали смотреть на людей, так неожиданно пришедших и нарушивших их покой. Мало-помалу песни стрелков начали затихать.
Казаки и стрелки последний раз напились чаю и стали устраиваться на ночь.
Целый день я бродил по горам и к вечеру вышел к этой фанзе. В сумерки один из
казаков убил кабана. Мяса у нас было много, и потому мы поделились с китайцами. В ответ на это хозяин фанзы принес нам овощей и свежего картофеля. Он предлагал мне свою постель, но, опасаясь блох, которых всегда очень много в китайских жилищах, я предпочел остаться на открытом воздухе.
На коре 1 из них
казаки заметили следы зубов и когтей.
В лесу попадалось много следов пятнистых оленей. Вскоре мы увидели и самих животных. Их было три: самец, самка и теленок.
Казаки стреляли, но промахнулись, чему я был несказанно рад, так как продовольствия у нас было вдоволь, а время пантовки [Охота за оленями в начале лета ради добычи пантов.] давно уже миновало.
Наконец мы услышали голоса: кто-то из
казаков ругал лошадь. Через несколько минут подошли люди с конями. Две лошади были в грязи. Седла тоже были замазаны глиной. Оказалось, что при переправе через одну проточку обе лошади оступились и завязли в болоте. Это и было причиной их запоздания. Как я и думал, стрелки нашли трубку Дерсу на тропе и принесли ее с собой.
Через час мы подошли к биваку. Лошади, испуганные нашим приближением, шарахнулись в сторону и начали храпеть. Около огня засуетились люди. 2
казака вышли нам навстречу.
Я приказал
казакам взять коней на поводки, развести костры и выставить вооруженного часового.
Казаки оживились, начали вспоминать свою жизнь на Уссури, свои приключения на охоте, кто что видел и с кем что случилось.
Чуть только начало светать, наш бивак опять атаковали комары. О сне нечего было и думать. Точно по команде все встали.
Казаки быстро завьючили коней; не пивши чаю, тронулись в путь. С восходом солнца туман начал рассеиваться; кое-где проглянуло синее небо.
Возвратившиеся с разведок
казаки сообщили, что видели много звериных следов, и стали проситься на охоту.
Днем четвероногие обитатели тайги забиваются в чащу, но перед сумерками начинают подыматься со своих лежек. Сначала они бродят по опушкам леса, а когда ночная мгла окутает землю, выходят пастись на поляны.
Казаки не стали дожидаться сумерек и пошли тотчас, как только развьючили лошадей и убрали седла. На биваке остались мы вдвоем с Дерсу.
Цитаты из русской классики со словом «казаки»
Предложения со словом «казак»
- В XVI–XVII веках вольный донской казак жил охотой, рыболовством, но главным источником существования и обогащения являлись военные походы.
- Вы преспокойно могли оставить своего юного сына в любом казачьем зимнике или передать на попечительство любому из старых запорожских казаков.
- Ещё накануне я беседовал с окапывавшимися там двумя молодыми казаками.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «казак»
Значение слова «казаки»
Казаки́ (др.-русск. козáкъ; укр. козáк; польск. kozak; лит. kazokas; белор. казакі; а также черка́сы) — представители казачества, сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся на украинах Русского государства и Речи Посполитой. (в том числе приписное реестровое казачество). (Википедия)
Все значения слова КАЗАКИ
Дополнительно