Цитаты со словом «тумане»
Занималась заря; от воды поднимался густой
туман; было холодно и сыро.
В четыре часа дня погода начала портиться, с востока стал надвигаться
туман, и, хотя ветра еще не было, море сильно волновалось.
Надо удивляться, как в темноте и в таком
тумане моряки разыскали залив Преображения и через узкий проход прошли в бухту (45° 54' с. ш. и 151° 34' в. д.).
Мы уселись у костра и стали разговаривать. Наступила ночь.
Туман, лежавший доселе на поверхности воды, поднялся кверху и превратился в тучи. Раза два принимался накрапывать дождь. Вокруг нашего костра было темно — ничего не видно. Слышно было, как ветер трепал кусты и деревья, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.
За ночь море немного успокоилось, ветер стих, и
туман начал рассеиваться. Наконец выглянуло солнце и осветило угрюмые скалистые берега.
Залив Рында. — Вечные переселенцы. — Приспособляемость к местным условиям жизни. — Взгляд на туземцев. — Первобытный коммунизм. — Таинственные следы. — Люди, скрывающиеся в тайге. — Золотая лихорадка. — Экспедиция к заливу. — Пластун. —
Туман. — Потерянный трофей. — Бессонная ночь. — Случайная находка. — Стрельба по утке. — Состязание. Выстрелы гольда. — Дерсу успокаивает подвыпивших стрелков. — «Сказка о рыбаке и рыбке». — Мнение гольда.
Хотя день был солнечный, но со стороны моря ветром гнало
туман.
Бо́льшая часть дня уже прошла. Приближался вечер. По мере того как становилось прохладнее,
туман глубже проникал на материк. Словно грязная вата, он спускался с гор в долины, распространяясь шире и шире и поглощая все, с чем приходил в соприкосновение.
Вдруг радиус моего кругозора стал быстро сокращаться: навалился густой
туман. Точно стеной, отделил он меня от остального мира. Теперь я мог видеть только те предметы, которые находились в непосредственной близости от меня. Из тумана навстречу мне поочередно выдвигались то лежащее на земле дерево, то куст лозняка, пень, кочка или еще что-нибудь в этом роде.
Должно быть, взошла луна; сквозь
туман ее не было видно, но на земле стало светлее.
Туман казался неподвижным и сонным; трава и кусты были мокрые.
Скоро стало совсем светло. Солнца не было видно, но во всем чувствовалось его присутствие.
Туман быстро рассеивался, кое-где проглянуло синее небо, и вдруг яркие лучи прорезали мглу и осветили мокрую землю. Тогда все стало ясно, стало видно, где я нахожусь и куда надо идти. Странным мне показалось, как это я не мог взять правильного направления ночью. Солнышко пригрело землю, стало тепло, хорошо, и я прибавил шагу.
Не успели мы отойти от бивака на такое расстояние, с которого в тихую погоду слышен ружейный выстрел, как дождь сразу прекратился, выглянуло солнце, и тогда все кругом приняло ликующий вид, только мутная вода в реке, прибитая к земле трава и клочья
тумана в горах указывали на недавнее ненастье.
В сумерки снова появился
туман.
Казалось, вместе с
туманом на землю спустилась мертвящая тишина, нарушаемая только падением капель воды с намокшей листвы деревьев.
Стрелок объяснил мне, что надо идти по тропе до тех пор, пока справа я не увижу свет. Это и есть огонь Дерсу. Шагов триста я прошел в указанном направлении и ничего не увидел. Я хотел уже было повернуть назад, как вдруг сквозь
туман в стороне действительно заметил отблеск костра. Не успел я отойти от тропы и пятидесяти шагов, как туман вдруг рассеялся.
Кругом было тихо. Сонный воздух точно застыл. Густой
туман спустился в самую долину, и начало моросить.
На задаваемые вопросы он объяснил, что, если в тихую погоду
туман поднимается кверху и при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя.
Утром Н.А. Десулави хотел было подняться на гору Хунтами для сбора растений около гольцов, но это ему не удалось. Вершина горы была окутана
туманом, а в 2 часа дня опять пошел дождь, мелкий и частый. Днем мы успели как следует обсушиться, оправить палатки и хорошо выспаться.
На следующий день, 26 июля, опять дождь. Нельзя разобраться, где кончается
туман и где начинаются тучи. Этот мелкий, частый дождь шел подряд трое суток с удивительным постоянством. Терпение наше истощилось. Н.А. Десулави не мог больше ждать. Отпуск его кончался, и ему надлежало возвратиться в Хабаровск.
В полдень погода не изменилась. Ее можно было бы описать в двух словах:
туман и дождь. Мы опять просидели весь день в палатках. Я перечитывал свои дневники, а стрелки спали и пили чай. К вечеру поднялся сильный ветер. Царствовавшая дотоле тишина в природе вдруг нарушилась. Застывший воздух пришел в движение и одним могучим порывом сбросил с себя апатию.
Следующий день был последним днем июля. Когда занялась заря, стало видно, что погода будет хорошая. В горах еще кое-где клочьями держался
туман. Он словно чувствовал, что доживает последние часы, и прятался в глубокие распадки. Природа ликовала: все живое приветствовало всесильное солнце, как бы сознавая, что только одно оно может прекратить ненастье.
Он сказал, что сейчас состояние погоды таково, что «
туман сам еще не знает, превратиться ему в тучи или рассеяться».
Сказал это он по-своему и опять назвал
туман «люди».
У него это вышло так, как будто
туман рассуждал, превратиться ли ему в дождь или подождать немного.
В 7 часов вечера вдруг
туман быстро начал подниматься кверху. Одновременно с этим стал накрапывать дождь, который через 15 минут перестал, а вместе с ним рассеялся и туман. На небе выглянули звезды.
Погода все эти дни стояла хмурая; несколько раз начинал моросить дождь; отдаленные горы были задернуты не то
туманом, не то какою-то мглою. По небу, покрытому тучами, на восточном горизонте протянулись светлые полосы, и это давало надежду, что погода разгуляется.
Они сгущались все более и более, и вскоре вся река утонула в
тумане.
Порой легкое дуновение ветерка приводило
туман в движение, и тогда сквозь него неясно вырисовывались очертания противоположного берега, покрытого хвойным лесом.
В это время я увидел в
тумане что-то громоздкое и большое.
Сумерки, угрюмый лес, густой
туман и главным образом эта мертвящая тишина создавали картину невыразимо жуткую и тоскливую.
Тогда я рассказал им о видении и пробовал объяснить это явление игрой
тумана.
Было темно — темнее, чем раньше. Густой
туман, точно вата, лежал по всему лесу. Моросило.
Я вскочил на ноги и взял ружье. Через минуту я услышал, как кто-то действительно вышел из воды на берег и сильно встряхивался. В это время ко мне подошли Дерсу и Чжан Бао. Мы стали спиной к огню и старались рассмотреть, что делается на реке, но
туман был такой густой и ночь так темна, что в двух шагах решительно ничего не было видно.
Наконец появились предрассветные сумерки.
Туман сделался серовато-синим и хмурым. Деревья, кусты и трава на земле покрылись каплями росы. Угрюмый лес дремал. Река казалась неподвижной и сонной. Тогда я залез в свой комарник и крепко заснул.
— Рыба говори, камень стреляй, тебе, капитан, в
тумане худо посмотри, ночью какой-то худой люди ходи… Моя думай, в этом месте черт живи. Другой раз тут моя спи не хочу!
Подъем на перевал со стороны моря довольно крутой. В этих местах гребень Сихотэ-Алиня голый. Не без труда взобрались мы на Хребет. Я хотел остановиться здесь и осмотреться, но за
туманом ничего не было видно. Дав отдохнуть мулам, мы тронулись дальше. Редкий замшистый хвойный лес, заросли багульника и густой ковер мхов покрывают западные склоны Сихотэ-Алиня.
К вечеру погода не изменилась: земля по-прежнему, словно саваном, была покрыта густым
туманом. Этот туман с изморосью начинал надоедать. Идти по лесу в такую погоду все равно что во время дождя: каждый куст, каждое дерево, которые нечаянно задеваешь плечом, обдают тысячами крупных капель.
Теперь
туман поднялся выше и имел вид дождевых туч.
Оба моих проводника объяснили мне, что, если во время штиля
туман вдруг перестает моросить и начинает подниматься кверху и если при этом раскатистое эхо исчезает, надо ждать весьма сильного дождя.
Действительно, все эти дни земля точно старалась покрыться
туманом, спрятаться от чего-то угрожающего, и вдруг туман изменил ей и, как бы войдя в соглашение с небом, отошел в сторону, предоставляя небесным стихиям разделаться с землею по своему усмотрению.
Чжан Бао советовал вернуться назад, на Билимбе, и постараться дойти до зверовых фанз. Совет его был весьма резонным, и потому мы в тот же день пошли обратно. Еще утром на перевале красовалось облако
тумана. Теперь вместо него через хребет ползли тяжелые тучи. Дерсу и Чжан Бао шли впереди. Они часто поглядывали на небо и о чем-то говорили между собой. По опыту я знал, что Дерсу редко ошибается, и если он беспокоится, то, значит, тому есть серьезные основания.
Вдруг опять появился
туман, и такой густой, что, казалось, чтобы пройти сквозь него, нужно употребить усилие.
По его словам выходило, что повторное появление
тумана с изморосью и гулкое эхо указывали на то, что дождь отодвигается по крайней мере до рассвета.
Из-за
тумана, а может быть и оттого, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом.
Было еще темно, когда всех нас разбудил Чжан Бао. Этот человек без часов ухитрялся точно угадывать время. Спешно мы напились чаю и, не дожидаясь восхода солнца, тронулись в путь. Судя по времени, солнце давно взошло, но небо было серое и пасмурное. Горы тоже были окутаны не то
туманом, не то дождевой пылью. Скоро начал накрапывать дождь, а вслед за тем к шуму дождя стал примешиваться еще какой-то шум. Это был ветер.
Действительно, сквозь разорвавшуюся завесу
тумана совершенно явственно обозначилось движение облаков. Они быстро бежали к северо-западу. Мы очень скоро вымокли до последней нитки. Теперь нам было все равно. Дождь не мог явиться помехой. Чтобы не обходить утесы, мы спустились в реку и пошли по галечниковой отмели. Все были в бодром настроении духа; стрелки смеялись и толкали друг друга в воду. Наконец в 3 часа дня мы прошли теснины. Опасные места остались позади.
Сильный порывистый ветер клубами гнал с моря
туман. Точно гигантские волны, катился он по земле и смешивался в горах с дождевыми тучами.
Я спешно оделся и вышел наружу. В природе творилось что-то невероятное. И дождь, и
туман, и тучи — все это перемешалось между собой. Огромные кедры качались из стороны в сторону, сердито шумели и словно жаловались на свою судьбу.
Напрасно я рассчитывал увидеть долину Билимбе: я ничего не видел, кроме дождя и
тумана.
Цитаты из русской классики со словом «тумане»
Ассоциации к слову «тумане»
Синонимы к слову «тумане»
Предложения со словом «туман»
- По вечерам густой туман сплошной пеленой окутывал гиблые места, топи и трясину, заросшую осокой, низкорослым кустарником на мшистых зелёных кочках.
- Холодный серый туман рассеялся, и дома осветились тёплым мягким светом.
- Прибыв на место, мы оказались в густом сером тумане, висевшем на деревьях, и моя голова сразу стала влажной.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «туман»
Значение слова «туман»
ТУМА́Н1, -а (-у), м. 1. Скопление мелких водяных капелек или ледяных кристаллов в приземных слоях атмосферы, делающее воздух непрозрачным.
ТУМА́Н2 и ТОМА́Н, -а, м. Иранская золотая монета, чеканившаяся с конца 18 в. и до начала 20 в. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТУМАН
Афоризмы русских писателей со словом «туман»
- Нет, на Руси бывали чудеса
Не меньшие, чем в отдалённых странах:
К нам также благосклонны небеса,
Есть и для нас мерцания в туманах.
- Вот русская действительность — всюду, куда ни оглянешься, — даль, синева и щемящая тоска неисполнимых желаний. Когда же наступит вечер и туманы оденут окрестность, — даль станет еще прекраснее и еще недостижимее.
- Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно