Ах, все великое, земное, — безысходно… 
Нет в мире радости светлее, чем печаль!
Борьба между вещью и человеком: кто кому принадлежит? Если владелец не может расстаться со своей собственностью — это значит, что он только ее прислужник.
Будущее выявляется верой, действительность — скептицизмом.
Будь благодарной, мудрой и смиренной, 
Люби в себе и взлеты и паденья, 
Люби приливы и отливы счастья, 
Людей и жизнь во всем многообразьи, 
Раскрой глаза и жадно пей от вод 
Стихийной жизни — радостной и вечной!
В жизни человека есть незыблемые моменты, неизменные жесты и слова, которые повторяются в каждой жизни с ненарушимым постоянством: смерть, любовь, самопожертвование.
В круженьях царств, в самосожженьях зла 
Душа народов ширилась и крепла: 
России нет — она себя сожгла, 
Но Славия воссветится из пепла!
В нас тлеет  боль внежизненных обид. 
Томит печаль, и глухо точит пламя, 
И всех скорбей развернутое знамя 
В ветрах тоски уныло шелестит.
В русской революции прежде всего поражает ее нелепость…
В самые патетические моменты любви, когда человек чувствует, что он переживает моменты, единственные в мире, на самом деле он повторяет те же слова и те же жесты, что миллионы раз повторялись до него и повторяются ежеминутно. Это свойство всех стихийных и органических проявлений духа. В революции бывает то же, что и в любви.
В тисках войны сейчас еще томится 
Все, что живет, и все, что будет жить: 
Как солнца бег нельзя предотвратить, — 
Зачатое не может не родиться.
Воистину вся Русь — это Неопалимая Купина, горящая и несгорающая сквозь все века своей мученической истории.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить, 
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, 
Пройти по всей земле горящими ступнями, 
Все воспринять — и снова воплотить!
Все земное  — отраженье, 
Отсвет веры, блеск мечты…
Все положительные творческие силы человека — в любви. Любовью он вносит в мир новое…
Вся Русь — костер. Неугасимый пламень 
Из края в край, из века в век 
Гудит, ревет… И трескается камень. 
И каждый факел — человек.
Высвобождаясь 
От власти малого, беспамятного «я», 
Увидишь ты, что все явленья — 
Знаки, 
По которым ты вспоминаешь самого себя, 
И волокно за волокном сбираешь 
Ткань духа своего, разодранного миром.
Для разума нет исхода. 
Но дух  ему вопреки 
И в безднах чует ростки 
Неведомого всхода.
Для ремесла и духа — единый путь: 
Ограничение себя.
Доконает голод или злоба, 
Но судьбы не изберу иной: 
Умирать, так умирать с тобой 
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! <России>
Долг не свершен, не сдержаны обеты, 
Не пройден путь, и жребий нас обрек 
Мечтам всех троп, сомненьям всех дорог… 
Расплескан мед, и  песни не допеты.
Жизнь не кончается старостью, она начинается усталостью.
Закона  нет — есть только принужденье. 
Все преступления создает закон.
Затерявшись где-то, 
Робко верим мы 
В непрозрачность света 
И в прозрачность тьмы.
Земная смерть есть радость Бога: 
Он сходит в мир, чтоб умереть. 
И мы, как боги, мы, как дети, 
Должны пройти по всей земле, 
Должны запутаться во мгле, 
Должны ослепнуть в ярком свете, 
Терять друг друга на пути, 
Страдать, искать и не найти…
И в мире нет истории страшней, 
Безумней, чем история России.
И из недр обугленной России 
Говорю: «Ты прав, что так судил! 
Надо до алмазного закала 
Прокалить всю толщу бытия, 
Если ж дров в плавильной печи мало, 
Господи! — вот плоть моя!»
Из глубины молчания родится 
Слово, 
В себе несущее 
Всю полноту сознанья, воли, чувства, 
Все трепеты и все сиянья жизни.
Из крови, пролитой в боях, 
Из праха, обращенных в прах, 
Из мук, казненных поколений, 
Из душ, крестившихся в крови, 
Из ненавидящей любви, 
Из преступлений, исступлений — 
Возникнет праведная Русь.
Из совокупности 
Избытков скоростей, 
Машин и жадности 
Возникло государство.
Искусство должно быть «для каждого», но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.
Каждая новая сила, завоеванная человеческим знанием, преображает моральный мир человека, но это преображение совершается тысячелетиями и посредством ряда катастроф.
Каждым новым 
Осуществлением 
Ты умерщвляешь часть своей возможной жизни: 
Искусство живо — 
Живою кровью принесенных жертв.
Когда ж уйду я в вечность снова? 
И мне раскроется она, 
Так ослепительно ясна, 
Так беспощадна, так сурова 
И звездным ужасом полна!
Когда поймешь, что человек рожден, 
Чтоб выплавить из мира 
Необходимости и Разума — 
Вселенную Свободы  и Любви, — 
Тогда лишь 
Ты станешь Мастером.
Кто верит в  жизнь, тот верит чуду, 
И счастье сам в себе несет…
Кто нас связал и бросил в мир слепыми? 
Какие  судьбы нами расплелись?
Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье? 
Была ли ты? Есть? Или нет? 
Омут… стремнина… головокруженье… 
Бездна… безумие… бред… 
Все неразумно, необычайно? 
Взмахи побед и разрух… 
Мысль замирает пред вещею тайной 
И ужасается дух.
Любовь — тропа одним, другим дорога — горе. 
И каждый припадет к сияющей амфоре, 
Где тайной Эроса хранится вещий мед.
Мы шепчем всем ненужные признанья, 
От милых рук бежим к обманным снам, 
Не видим лиц и верим именам, 
Томясь в путях напрасного скитанья.
Не точно выражаются, когда говорят, что художник  отражает и преображает пейзаж: не он изображает землю, а земля себя сознает в нем — его творчеством. 
Художник — это фокус сознания вещей и явлений, отраженных в нем. Так океан с его гулом, извилинами волны, с отливами солнца в морских туманах сосредоточивается в единстве раковины.
Нет грани меж  прозой и стихом: 
Речение, 
В котором все слова притерты, 
Пригнаны и сплавлены 
Умом и терпугом, паялом и терпеньем, 
Становится лирической строфой, — 
Будь то страница 
Тацита 
Иль медный текст закона.
Они пройдут — расплавленные годы 
Народных бурь и мятежей: 
Вчерашний раб, усталый от свободы, — 
Возропщет, требуя цепей.
Плоть человека — свиток, на котором 
Отмечены все даты бытия.
Поэту и мыслителю совершенно нечего делать среди беспорядочных столкновений хотений и мнений, называемых политикой.
Пройдемте по миру, как дети, 
Полюбим шуршанье осок, 
И терпкость прошедших столетий, 
И едкого знания сок.
Революция губит лучших, 
Самых чистых и самых святых, 
Чтоб, зажав в тенетах паучьих, 
Надругаться, высосать их.
Россия должна идти к религиозной революции, а не социальной. Преображение личности.
Русь! Встречай роковые годины: 
Разверзаются снова пучины 
Неизжитых тобою страстей…
Свобода и любовь в душе неразделимы, 
Но нет любви, не налагавшей уз.
Семя, дабы прорасти, 
Должно истлеть… 
                Истлей, Россия! 
И царством духа расцвети!
Силы мира внешнего безразличны: они могут становиться и добрыми, и злыми, в зависимости от воли человека.
Смерть земная — всем сестра старшая, 
Ты ко всем добра и все смиренно 
Чрез тебя проходят, будь благословенна.
Совесть народа — поэт. В государстве нет места поэту.
Современность  мешает человеку видеть сны. Но стоит ему остаться наедине с собой, и его дневная жизнь пополняется жизнью сна: разноцветная бахрома сновидений волочится за каждым его душевным жестом. 
Земля, как и человек, способна видеть сны. Не растревоженная суетой современности, она неторопливо грезит о минувшем, о несбывшемся и о возможном, и сновидения ее достигают зрительной реальности миража.
Согласно моему принципу, что корень всех социальных зол лежит в институте заработной платы, — все, что я произвожу, я раздаю безвозмездно.
Справедливость, как миг, как порыв любви, как мятеж против беззакония, — прекрасна, как акт (не как последствия). Справедливость судящая, наказывающая, — зло. Нет закона, справедливого для двух людей, потому что моральные пути не совпадают и героический поступок одного явился бы преступлением для другого. Социальный закон только тогда хорош, когда он имеет в виду полезность, а не справедливость.
Стих создают — безысходность, необходимость, сжатость, 
Сосредоточенность…
Стремя свой путь в пространствах вечной тьмы, — 
В себе несем свое изгнанье мы — 
В мирах  любви неверные кометы!
Та же красота, которая захватывает художника, — есть красота живая, в этот момент им творимая не из красоты, из безобразия. «Безобразие» — то, что еще не обладает образом. Раз это явление нашло подлинный лик в творчестве художника — оно становится из безобразия новой красотой.
Таинственный рой сновидений 
Овеял расцвет наших дней. 
Ребенок — непризнанный гений 
Средь буднично серых людей.
Там, где начинается свобода печати — свобода мысли кончается.
Темен жребий русского поэта! 
Неисповедимо рок ведет 
Пушкина под дуло пистолета, 
Достоевского на эшафот.
Тому в любви не радость встреч дана, 
Кто в страсти ждал не сладкого забвенья, 
Кто в ласках тел не ведал утоленья, 
Кто не испил смертельного вина.
Тому, кто зряч, но светом дня ослеп, 
Тому, кто жив и брошен в темный склеп, 
Кому земля — священный край изгнанья, 
Кто видит сны и помнит имена, — 
Тому в любви не радость встреч дана, 
А темные восторги расставанья!
Человек рождается дважды: во плоти и в духе… Но годовщины духовного рождения <…> ускользают от нас, потому что момент этого рождения <…> скрыт даже от самого человека.
Человек рожден, 
Чтоб выплавить из мира 
Необходимости и разума — 
Вселенную Свободы и Любви…
Человеку принадлежит только то, что он отдает. Он нищ собственностью.
Чем дух сильный, тем глубже боль и сжатей…
Чтоб научиться чувствовать, 
Ты должен отказаться 
От радости переживаний жизни, 
От чувства отрешиться ради 
Сосредоточья воли…
Чувство родины неизбежно связано с пейзажем. Если мы и упоминаем о «дыме отечества» или о тоске родных песен, то только потому, что они более властно, чем зрительные ощущения, раскрывают перед нами душу пейзажа… Пейзаж — это лик родной земли, лицо матери. От созерцания этого лица в душе подымается та тоска, жалость, нежность, та надрывающая и безысходная любовь, с которой связано обычно чувство родины.
Я свят грехом. Я смертью жив. В темнице 
Свободен я. Бессилием — могуч. 
Лишенный крыл, в паренье равен птице.
Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов