Из чего непосредственно состоит метод
сенсорной интеграции? С чем можно будет дополнительно работать?
А вот ребёнок с дисфункцией
сенсорной интеграции будет либо категорически избегать некоторых ощущений, либо, наоборот, активно искать определённого вида стимуляции.
У некоторых родителей очень чувствительных детей возникает вопрос, как отличить просто высокую чувствительность от такой медицинской проблемы, как нарушение
сенсорной интеграции.
У большинства людей процесс
сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответствующие требованиям окружения и обуславливает правильное сенсомоторное развитие.
А к чему приводит нарушение
сенсорной интеграции, можно увидеть на схеме справа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поильный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Включать в работу элементы
сенсорной интеграции с первого дня занятий и далее каждый день.
Дети с нарушением
сенсорной интеграции не могут справиться со своими ощущениями и реакциями самостоятельно или даже при поддержке родителей.
Можно ли предполагать нарушения
сенсорной интеграции, проблемы аутистического спектра?
Этот блок начинается с диагностики чувствительности и построен с элементами
сенсорной интеграции.
Не пересказывая их, подчеркну некоторые общие особенности подготовки и проведения занятий: дифференцированный подход, основанный на данных комплексного нейропсихологического обследования («В какой руке нести портфель?», «Коррекция пространственных представлений у детей», «Песочная терапия – взгляд нейропсихолога»); нейропсихологический структурный анализ формируемой функции и поэтапность её формирования («Коррекция пространственных представлений у детей», «Специфическое расстройство речи: что мы уже знаем, а что – нет?»); комплексность работы и широкий диапазон видов активности, предлагаемых ребёнку («Кулинарные занятия в практике нейропсихологической коррекции», «Настольные игры в нейропсихологической практике», «Музыкальные занятия как адекватная среда для формирования программирования и контроля деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями развития», «Нейропсихологическая коррекция в программе подготовки к школе детей с расстройствами аутистического спектра»); игровой характер коррекционных и диагностических методов и организация среды, способствующей игре («Теория игры и
сенсорная интеграция», «Нейропсихологическое обследование: раздвигаем границы», «Настольные игры в нейропсихологической практике»).
Сенсорная интеграция – это умение, которое позволяет чувствовать, организовывать, собирать в единое целое и понимать окружающие раздражители: получать эту информацию не просто отрывочно, а какую-то целую картинку рисовать.
Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, обоняние, вестибулярный аппарат, ощущение тела (проприорецепция), зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.
Нарушения
сенсорной интеграции возникают из-за различных ситуаций, как правило, произошедших в период беременности и родов – то есть это не только то, что мы делаем сейчас.
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» – ощущение, «integratio» – восстановление) – это определённый процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.
Эти достаточно тонкие разграничения позволяют разработать наиболее эффективную логистику построения коррекционной работы с использованием различных коррекционных подходов: психолого-педагогических, включая кинезиотерапевтические (телесные), близкую к ним по сущности
сенсорную интеграцию, медико-биологические методы и медицинские подходы, в том числе фармакотерапию.
– Особенности развития эмоционально-волевой сферы таких детей могут быть вызваны аутизмом и расстройствами аутистического спектра, синдромом дефицита внимания с гипер– или гипоактивностью, минимальными мозговыми дисфункциями, неврозами, нарушениями
сенсорной интеграции, а также органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе детским церебральным параличом, эпилепсией.
Если при этом в ходе первичного приёма удаётся быстро наладить контакт, ребёнок охотно играет с педагогом, смотрит ему в глаза, реагирует на шутки – мы понимаем, что проблема, скорее всего, заключается в чрезмерной чувствительности к различным сенсорным воздействиям и в нарушениях
сенсорной интеграции.
Предлагаются разнообразные традиционные занятия с логопедами, занятия по
сенсорной интеграции, занятия по адаптивной физкультуре, а, также рекомендуется совмещать все эти занятия.
Каждый раз, наблюдая за очередной такой трансформацией у детей с аутизмом, нарушением
сенсорной интеграции, церебральным параличом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или любым другим диагнозом, я ощущала сильнейшее стремление распространить эти знания и методы на как можно большее количество детей.
Очень важно, что на государственном уровне принимаются меры по адаптации детей с особенностями, всё больше становится специалистов, умеющих работать с особенными детками (клинические психологи, дефектологи, АВА-терапевты, специалисты по
сенсорной интеграции; также получают переквалификацию и дополнительное образование школьные учителя), открываются инклюзивные детские сады, в школах появляются коррекционные классы с последующим введением ребёнка в общую школу.
Занятия по
сенсорной интеграции, которые зачастую прописывают деткам со сложностями, построены таким образом, что включают в себя различные движения, упражнения, связанные с вестибулярным аппаратом, с развитием и уточнением работы органов чувств.
Кроме того, нейромоторный комплекс основан на методе замещающего онтогенеза (МЗО) и теории функциональных блоков мозга, а также может являться частью
сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции.
Индивидуальная и групповая работа с использованием авторских тетрадей «Сенсорные эталоны», «Играем и развиваем»,
сенсорная интеграция (проприорецептивная и экстерорецептивная интеграции).
Сенсорная интеграция стимулирует мозг воспринимать информацию от рецепторов и реагировать на неё быстрее, следовательно, процессы воспроизведения различных функций (речь, мелкая и крупная моторика, мышление, память и др.) ускоряются.
Методически значимыми в рамках этой практики являются приёмы
сенсорной интеграции.
По-видимому, в основе иллюзии лежала
сенсорная интеграция – объединение одновременно наблюдаемого и ощущаемого.
Например, эрготерапевты, использующие методы
сенсорной интеграции для решения реальных проблем, считают гиперчувствительность проблемой, как будто от неё можно вылечиться.
Я тем не менее не собираюсь критиковать
сенсорную интеграцию.
Интересно, что описанные далее, более высокие формы интеграции могут развиваться лишь после того, как начала работать
сенсорная интеграция.
Эрготерапевты, прошедшие соответствующее обучение, могут работать в области оценки и тестирования нарушения
сенсорной интеграции.
Разумеется, чувствительные дети, как все дети, могут иметь сложности с
сенсорной интеграцией.
Сертификат подтверждает, что человек прошёл специальное обучение, позволяющее ему проводить специальный тест на
сенсорную интеграцию и праксис и использовать его результаты в своей работе.
Более ранняя версия теста, которая называется SCSIT (Southern California Sensory Integration Tests, Южно-Калифорнийские тесты
сенсорной интеграции), была опубликована в 1972 году.
Сенсорная интеграция – процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела, обоняние, зрение, вкус, слух и т.д.), а затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в повседневной деятельности.
Сочетание методик диагностики, недирективной игровой терапии, канистерапии, телесно-ориентированной терапии,
сенсорной интеграции и интерактивных средств при реализации системного подхода к оказанию ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет превратить коррекционно–развивающий процесс в увлекательную, интересную, эффективную игру и достичь значительных положительных результатов.
Изучаемой особенности натуры я дала научное название «чувствительность к обрабатываемой сенсорной информации» (несмотря на сходство названий, она никак не связана с нарушением обработки сенсорной информации или нарушением
сенсорной интеграции).
Поэтому предлагаемые терапевтические интервенции учитывают специфику конкретного расстройства: мы задействуем поддерживающее дублирование для импульсивных и агрессивных детей, используем технику «Зеркало» для детей с нарушениями
сенсорной интеграции и структурируем процесс при работе с детьми, испытывающими недостаток самоконтроля.
Врачи диагностировали у них несколько серьёзных заболеваний: расстройство аутистического спектра, дисфункцию
сенсорной интеграции, митохондриальное заболевание, трудности с питанием и многое другое.
Некоторые специалисты проходят обучение у SIPT-сертифицированных терапевтов, другие получают соответствующие знания в ходе специализированных тренингов или продолжают обучение, связанное с нарушениями
сенсорной интеграции.