Мы обсудим, как владельцам распознавать
ролевые конфликты и снижать их негативное влияние на бизнес и семью.
Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают
ролевые конфликты.
По крайней мере, часть из них полностью соответствует тому что сегодня называется
ролевыми конфликтами: конфликт предъявляемых требований и возможностей человека, «конфликт долга и личных мотивов» и т. п.
На основе опроса были выделены две группы женщин – с высокой и низкой степенью выраженности
ролевого конфликта.
Таким образом, как считают авторы, «жизненная ситуация женщин с высоким
ролевым конфликтом гораздо менее определённа и стабильна, чем у представительниц противоположной группы» (с. 87).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: казинет — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Каким может быть
ролевой конфликт?
Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма
ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Условия кристаллизации отношений конкуренции, международных и
ролевых конфликтов должны изучаться отдельно.
Возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, её возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к возникновению
ролевых конфликтов.
Традиционно различают два основных вида
ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне.
Тяготы подобного
ролевого конфликта, похоже, имеют достаточно распространённый во многих культурах характер.
Типичными факторами, определяющими интенсивность
ролевого конфликта, считаются: степень совместимости – несовместимости разных ролевых ожиданий (поведения, требуемого ролью); жёсткость, с которой эти требования предъявляются; личностные характеристики самого индивида, его отношение (установки, направленность) к ролевым ожиданиям и т. д.
Причём в 88 % всех
ролевых конфликтов указывалось на давление сверху, а в 57 % этих случаев источник давления описывался безлично, как «компания» или «руководство» (Katz, Kahn, 1967, p. 186).
Относительно влияния специфики социальной поддержки некоторые исследования показывают, что инструментальная и информационная поддержка, особенно в условиях
ролевого конфликта и большого объёма работы, имеют более тесную связь с выгоранием, отмечается важность и эмоциональной поддержки [234, 235].
Модель
ролевого конфликта определяется содержанием роли.
Определяя роль как категорию искусства с целью более глубокого изучения её содержания для разработки эффективных форм психологической работы по коррекции внутриличностных и межличностных
ролевых конфликтов, необходимо обратиться к тем значениям, которые придают этому понятию актёры, режиссёры, театральные деятели.
Сложность ролевого поведения вызвана состоянием так называемого
ролевого конфликта.
Несоблюдение этих параметров вызывает
ролевой конфликт и приводит к нарушению норм этикета, в том числе речевого этикета.
Так, типологии
ролевых конфликтов в социально-психологических исследованиях основаны на дифференциации элемента «причина конфликта».
Эта диада и разыгрывает
ролевые конфликты.
Также,
ролевые конфликты часто являются следствием расхождений между притязаниями сотрудника и его реальным статусом в коллективе.
Социальное отчуждение становится источником постоянных
ролевых конфликтов, приводит к нарушению человеческих контактов, к поиску путей для выживания, а нередко к девиантному поведению и маргинализации.
Современные драматерапевты считают психопатологические симптомы следствием
ролевых конфликтов и ролевых фиксаций, недостаточной ролевой гибкости и нарушения ролевого развития или же описывают их как «невроз креативности», сопровождающий «снижение мотивации».
Но многие не разделяют роли и переводят
ролевой конфликт в личный.
Крайне деструктивные и общественно опасные формы
ролевого конфликта носят насильственныйхарактер.
Истории в этой книге также иллюстрируют глубокий
ролевой конфликт между «быть матерью» и «быть собой» – таков опыт многих моих героинь.
Конечно, хотя этот
ролевой конфликт ударяет по конкретным женщинам и их семьям, корни его – в более широких социальных, гендерных и рабочих структурах.
Это был классический
ролевой конфликт, если говорить в социологических терминах.
Как уже говорилось, женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают
ролевые конфликты.
Несовпадение требований, предъявляемых к человеку различными ролями, ведёт к развитию состояния, которое в научном мире называется
ролевым конфликтом.
Напротив, для женщин с высоким
ролевым конфликтом было характерно отсутствие чёткой ориентации на семью или работу, большее влияние на их жизнь различных личностных характеристик, зависимость от мнений и оценок окружающих, более тесная связь внутрисемейных и рабочих характеристик.
Протест против «себя-текста» представляет собой суть
ролевого конфликта в медиапространстве.
Если же женщина не стремится быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у неё возникает
ролевой конфликт.