Название было введено махаянскими школами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма и применялось в исторической полемике с ныне не существующими школами
раннего буддизма с целью объяснения понятия бодхичитты.
Термин «Хинаяна» вряд ли уместен по отношению к обозначению многочисленных ответвлений
раннего буддизма.
Яркий пример поэзии
раннего буддизма – Дхаммапада.
Все списки основных понятий служили кратким конспектом при изложении учения
раннего буддизма и сопровождались объяснениями.
Каждая глава книги открывается собственным введением, в котором я объясняю основные концепции
раннего буддизма, отражённые в текстах, собранных в данной главе, и показываю, как данные тексты выражают эти идеи.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: плессиметр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Итак, в этой лекции мы кратко рассмотрели основные положения
раннего буддизма и теперь можем вернуться к историческому материалу.
Главной сферой его исследования является
ранний буддизм и, в частности, такие темы, как китайские агамы, медитация, а также роль женщины в буддизме.
Первый из них совпадает с эпохой
раннего буддизма и характеризуется зарождением так называемой абхидхармистской тенденции.
Особое значение для реконструкции протоабхидхармы представляют те списки, которые включают основные категории и понятия, охватывающие систему
раннего буддизма полностью.
Социальная программа
раннего буддизма тоже заслуживает внимания, прежде всего учение о зависимости социального статуса человека от его прошлых и настоящих деяний.
Или, другими словами, в
раннем буддизме содержались основания для его развития как в хинаянском, так и в махаянском направлении.
Школа мадхьямаки, хотя она во многом и занимала критическую позицию в отношении
раннего буддизма, превзошла и включила многие из его фундаментальных учений.
Предельная цель
раннего буддизма состояла в том, чтобы всецело покинуть сансару – явленный мир жизни, смерти, перерождения, старости, страдания и болезни.
Каждая из остальных четырёх книг «Саньютта-никаи» содержит длинные главы, посвящённые основным доктринам
раннего буддизма.
В результате монизм «Бхагаватгиты» вначале сменяет практический атеизм первой части «Анугиты» (который, кстати, сродни атеизму
раннего буддизма), а затем – дуалистичная санхья, главная философия индийской йоги.
Данные классификации, получившие распространение еще в период
раннего буддизма, были подчинены доктринально ограниченной цели – показать, что все причинно-обусловленные дхармы непостоянны во времени, т. е. невечны (анитья),подвержены страданию, (духкха),т. е. ведут к новому рождению, и ни одна из них не есть субстанциальная душа (анитма).
Неопределённое изложение метафизических основ
раннего буддизма породило различные представления о природе дхарм, что привело к разделению адептов этой религии на два основных направления – хинаяна («малая колесница») и махаяна («большая колесница»).
Уже
ранний буддизм (до н. э.) позаботился об урегулировании взаимоотношений государства и буддийской общины, разработав три последовательные стадии взаимоотношений дхармы и государства.
Нам наиболее близки идеи
раннего буддизма и являющегося прямым наследником этих идей чаньского (дзенского) буддизма, с их отрицанием условностей и формального ритуализма, с упором на высшее назначение практики.
Если коротко, то внимательность может сосуществовать с использованием концепций не только в общем контексте
раннего буддизма, но также и в самой медитации сатипаттханы есть необходимость использовать концепции на пути к освобождению.
С
ранним буддизмом ассоциируются два вида сооружений: вихары и ступы.
Нетрудно заметить, что эти атрибуты прямо противоположны фундаментальным качествам сансары, как их определял ещё
ранний буддизм: непостоянство (анитья), страдание (духкха), бессущностность, или бессамостность (анатма)и загрязнённость (ашубха).
Камни имеют древнюю обожествлённую природу, например, ступа, в древнейшие времена – груда камней, затем в буддизме вид сооружений, восходящий к могильным курганам, в
раннем буддизме ступы символизировали хранилища всевозможных буддийских «святынь», затем памятники в честь каких-либо событий, связанных с буддизмом.
Что важно для дальнейшего рассмотрения, уже в
раннем буддизме возникает двойственная трактовка счастья – с одной стороны, как сиюминутного состояния и с другой стороны счастья как определённой степени развития духовного опыта.
Эти три главы призваны показать всё разнообразие моделей внимательности буддийских традиций, которые все имеют своим исходным пунктом богатые и многогранные учения
раннего буддизма, связанные с внимательностью.
В отличие от собраний текстов исчезнувших школ
раннего буддизма, представляющих чисто академический интерес, эта коллекция до сих пор полна жизни.
В странах тхеравады некоторые следуют учениям
раннего буддизма (собственно суттам), не очень полагаясь при этом на комментарии, – а другие следуют объяснениям, приведённым в традиционных комментариях.
Если же учесть, что в «Дхаммападе» полно и широко изложена морально-этическая доктрина
раннего буддизма, то станет понятным авторитет, которым она пользовалась и пользуется, содержа в себе компендиум буддийской мудрости, будучи произведением, претендующим на роль учебника жизни.