Достаточно сказать о
молоке кобылиц, которое употреблялось в свежем и скисшем виде.
Так, из овечьего молока готовят брынзу, из верблюжьего – шубат, а из
молока кобылиц – кумыс.
Рядом в широкой чаше стояло забродившее
молоко кобылицы.
Что касается жирности, то наименьшую имеет
молоко кобылиц (зато высоко содержание сахара, и потому из кобыльего молока готовят целебный кумыс).
Жеребёнка не хотели обделять
молоком кобылицы, чтобы он вырос крепким, ведь от его будущих усилий на пашне зависело благополучие крестьянской семьи.
Молоко кобылиц не пользовалось особой популярностью у наших предков.
– Потому что дорога она тебе больше жизни, как жеребёнок дорог истекающей сладким
молоком кобылице, как дорог птенец слабой птице, ценой своей жизни отваживающей от гнезда яростного зверя.
Выходили из бескрайних степей, вскормленные
молоком кобылиц, выходили из лесов, скрытые до поры непролазными чащами.
Выгнав табун лошадей из загона, он вскочил на годовалого жеребёнка, которого ещё не отучили от кормления
молоком кобылицы.
Он был везде – в
молоке кобылиц, которых доила его мать; в шкурах одежд, которые шили ему его женщины; в гривах лошадей, табуны которых паслись на земле его предков.
Они пьют перебродившее
молоко кобылиц и кочуют с вершины на вершину, чтобы прокормить горных коз и лошадей.
Вместо грудного молока малыша кормят питательными смесями, изготовленными из молока животных (коровье, козье,
молоко кобылиц и ослиц).
Они молились, чтобы огромный котёл давал им еды и для этого им приходилось ездить к нему, чтобы принести пожертвование:
молоко кобылиц, жгучую воду.
Резали стрелы, растирали муку, творожили
молоко кобылиц…
Это начался якутский ритуал окропления кумысом –
молоком кобылиц огня, дерева и молодой травы.