При такой констатации обнаруживаются этнические и исторические особенности, которые обусловливают своеобразие конкретных
исторических типов культуры и становятся предметом специальных исследований.
Общественно-экономическая формация –это
исторический тип общества, развивающийся на основе определённого способа производства.
Три стадии развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три
исторических типа научной рациональности, сменявших друг друга в истории техногенной цивилизации.
Три крупные стадии развития науки, каждую из которых открывает научная революция, можно охарактеризовать как три
исторических типа научной рациональности, сменявших друг друга в истории техногенной цивилизации.
При этом принято отождествлять эти стратификационные системы с
историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже ушедшими в безвозвратное прошлое.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: копотливость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мы согласны с тем, что
исторический тип человека характеризуется совокупностью социальных условий.
Практически у каждого народа есть собственный, присущий только ему
исторический тип судна.
Так из отдельных лиц составляются постоянные союзы, переживающие личные существования и образующие более или менее сложные
исторические типы.
Длительное время в отечественном уголовном процессе понятие
исторических типов уголовного судопроизводства напрямую увязывалось с преобладающим в конкретный период общественным строем.
При таком подходе выделяются два
исторических типа философии – западныйи восточный.
Учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие
исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское.
Правда, дальше автор предлагает свой взгляд (который, впрочем, является в целом характерным для советской доктрины) на причины изменения
исторических типов международного права: «Развитие международного права происходило в различных условиях бытия и взаимодействия государств, детерминированных в конечном итоге способом производства, присущим соответствующей общественно-экономической формации».
С другой стороны, государства определённого
исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им.
Неудивительно, что специалистами выдвигаются различные основания для классификации
исторических типов философии.
Наиболее существенно в этих функциях следующее: они выражают и конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность, их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества; в них воплощается и раскрывается активная служебная роль государства как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, и реализуется практическая деятельность внутри страны и на международной арене; они возникают и развиваются сообразно историческим задачам и целям государства, которое выполняет социальное назначение путём осуществления отведённых ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности; в государствах различных
исторических типов они проявляют и объективируют особенности и закономерности развития, динамику социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Это будет предполагать анализ конкретных трудностей, возникающих в процессе демонтажа конкретных
исторических типов социализма («реального», социал-демократического, самоуправляемого и т. п.), а также оценку конкретных преимуществ и недостатков разных вариантов программы действий, в особенности «постепенные шаги versusреволюция», в зависимости от возможной специфики каждого конкретного случая.
Какие
исторические типы философского мышления можно выделить в зависимости от различных оснований?
Путь от характеристики нравственного поступка может вести вширь – к исследованию поведения человека, к характеристике обстоятельств, что ставит целый круг проблем нравственной жизни общества, нравственного фундамента человеческой культуры,
исторических типов нравственности, короче, ведёт к рассмотрению нравственности как культурно-исторического феномена.
В последующих главах мы выделим пять
исторических типов столиц по своим историческим манифестациям: мобильные, сакральные, королевские, имперские и национальные.
Вопрос исторической периодизации и установления
исторических типов международного права ещё требует своего исследования, несмотря на ряд появившихся работ по этой теме.
Одним из таких вариантов является широко распространённая в советской литературе периодизация, в которой динамика
исторических типов философии тесно увязывалась со сменой общественно-экономических формаций.
Применительно к западной философии называют, например, созерцательный, умозрительный, деятельностный и социально-экологический
исторические типы.
Сторонники этого подхода показывают, как философия последовательно переходила от онтологического
исторического типа к гносеологическому, а затем к аксиологическому и антропологическому.
Вторым
историческим типом мировоззрения стала религия.
Третий
исторический тип мировоззрения – философия достаточно успешно преодолевает изъяны мифологического и религиозного сознания.
Если мы начнём изучать историческое место, на котором мы находимся, или, вернее, те
исторические типы благочестия, которые сейчас выработало наше историческое положение, то мы сможем объективно и беспристрастно увидеть разные категории лиц, неодинаково понимающих религиозное призвание человека.
Качественных
исторических типов техники можно указать бесконечное множество.
Историческим типам научной рациональностисоответствуют
исторические типы правопонимания.
Глубинные режимы бегства от хаоса на путях установления партиципационных отношений, подобно видовым границам в биологии, жёстко разделяют
исторические типы ментальности.
Гуманистический подход к управлению персоналом опирается, прежде всего, на партиципативную организационную культуру (выделяют следующие основные
исторические типы организационных культур: органическую; предпринимательскую; бюрократическую; партиципативную).
Интересно, что создатели государства нового
исторического типа за основу понятийного ряда взяли терминологию, выработанную буржуазной историко-культурной традицией.
Смена
исторических типов государств – закономерный процесс ликвидации устаревших форм государственной организации общества, сковывающих его развитие, и замены их новой государственностью, способствующей складыванию и упрочению более развитого социального строя.
На сегодня в осмыслении развития есть безусловные достижения, которые можно сформулировать следующим образом: проблема развития поставлена перед научным мышлением; идея развития переросла в принцип развития; в диалектике сформулированы законы всемирного развития; произведена определённая идентификация развития и отличение процессов развития от процессов других типов; развитие предстало как саморазвитие, то есть обусловленное преимущественно внутренней детерминацией; разработан категориальный аппарат, позволяющий осмыслять развивающийся мир, выражать знание о нём в языковых конструкциях в традиционной для европоцентричного мышления форме; идея и принцип развития активно используются во многих философских и научных построениях как средство понимания и объяснения мира, в том числе социального и идеального (теория творчества); произведено отличение индивидуального и
исторического типов развития; заложены основы понимания специфики теории и методологии познания развивающегося мира в отличие от мира не развивающегося.
Посмотрим, как это работает на практике (как преобладающие источники потребительных ценностей в итоге определяют
исторический тип производственных отношений) и попутно поймём, какие общественные формации можно выделить.
Первым
историческим типом мировоззрения стала мифология.
Первые определяют
исторический тип (модель) уголовного процесса, т. е. основной способ разрешения конфликта, связанного с совершением преступления.
Исторические типы философствования. Целостный подход или концепция синтеза. Диалектика и метафизика.
Исчезновение погостов как
исторического типа поселения можно отнести к периоду окончательного закрепощения общинных земель (XIII–XIV вв.).
Исключительно важным в этом контексте представляется в наше время тщательный философско-методологический, историко-научный и историко-культурный анализ самого понятия науки в единстве и многообразии её форм, в выявлении и рассмотрении различных
исторических типов рациональности.
Данное представление следует конкретизировать путём выяснения свойств
исторических типов системы права.
Целая серия диссертаций по проблемам истории региональных художественных систем, написанных в последние двадцать лет, продемонстрировало нам фундаментальное значение маркаряновского принципа дифференциации общих и локальных
исторических типов культуры для конкретных исследовательских практик искусствоведов, археологов, этнографов, литературоведов, фольклористов.
Согласно выявлению
исторических типов общественных отношений зависимости и свободы, когда за основу берутся исторические способы соединения в целое общественных индивидов (т.е. природа их социальности) и конкретно-исторические способы соединения работника и средств производства.
Эволюционная биология, которой я увлёкся без всякой мысли о её пользе для будущей книги, представляет собой науку
исторического типа, то есть она вынуждена опираться на методы, отличающиеся от традиционных методов лабораторной науки.
Истоки такого понимания, как мы полагаем, – в традиции привычного научного словоупотребления советской эпохи, предложившей «триаду»
исторических типов этноса.
Вторая составляющая – это те правовые явления, которые отражают особенности правового регулирования общественных отношений, обусловленные
историческим типом государства и права, конкретными социально-экономическими условиями, политикой и идеологией, мировоззрением общества.
Далее указанные авторы, рассматривая
исторические типы культуры организации, отмечают, что современным типом культуры организации является проектно-технологический тип, который складывается из «трёх фаз: – фазы проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план её реализации; – технологической фазы, результатом которой является реализация системы; – рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо её дальнейшей коррекции, либо ”запуска“ нового проекта».