Как только субъект управления получает возможность устанавливать индивидуальное правовое положение пусть даже не подчинённого ему лица, например давая ему обязательное
для исполнения предписание с указанием сроков исполнения, возникают контрольные отношения.
Одновременно с процессом создания государства шло формирование права – посредством трансформации обычаев и традиций, придания нормативно-правового характера судебным решениям, а также практического закрепления нормативных актов местных органов, обязательных
для исполнения предписаний должностных лиц.
Возможность наступления негативных последствий по результатам реализации функции– назначение административного наказания, выдача обязательного
для исполнения предписания, лишение специального права и т.д.
Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями – правом давать работодателям обязательные
для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т. д.