Германская дружина – советники и соратники короля – обусловливает социальный, административный и экономический строй государств.
На фоне господствующего среди историков скепсиса по отношению к теории «
германской дружины» смелыми и неожиданными выглядят попытки «спасти» эту теорию, наполнив её новым содержанием, со стороны исследователей, обратившихся к культурно-антропологическим идеям и методам.
Последнее обстоятельство тем более странно, что в литературе на английском языке «антропологический» подход в изучении «
германской дружины» – или, наверное, правильнее: объединений дружинного типа у германцев – получил развитие.
О двух таких работах будет подробнее сказано ниже после нескольких общих замечаний об англоязычной литературе по поводу «
германской дружины».
Автор, хорошо ориентирующийся в дискуссиях вокруг
германской дружины, предлагает своё понимание сути этого явления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: незнатность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Службу такого рода он выявляет в разных формах как у германцев, так и кельтов, подчёркивает связь с ней вассалитета (отрицая, соответственно, преемственность вассалитета с
германской дружиной) и настаивает на её всеобщем характере.
Не только вассалитет связывался напрямую с
германской дружиной, но и признание населением власти короля интерпретировалось как дружинная верность, и предлагалось выделить особый тип государства – «дружинное государство» (Gefolgschaftsstaat).
Понятно, что интерес к «
германской дружине» (и вообще к древним германцам) в других, помимо немецкой, историографических традициях сравнительно невелик.
Историк, таким образом, фактически признал, что не было некоего одного «института
германской дружины», а были разные явления, которые можно только более или менее условно собрать под зонтиком одного «Sammelbegrief».
Поскольку при внимательном анализе текста между его «моделью»
германской дружины в главах 13 и 14 и сведениями в других частях трактата обнаруживаются разного рода несоответствия и даже противоречия, появляются подозрения, что тацитовский «comítatus» – это не прямое отражение, не снимок или отпечаток действительности, а как раз продукт его обобщений и упрощений.
Скорее всего, термин «франк» был изначально чем-то вроде боевой клички, прозвища, обозначавшего гордых воинов
германских дружин, и употреблялось в таком понимании для обозначения разных германских народов.