Скончался святой в возрасте 88 лет, 72 из которых провёл в подвиге
юродства.
Феномен русского
юродства имеет очень сложную и трудно понятную современному человеку сущность.
Наша цель – исследовать скорее генетические, а не типологические связи византийского
юродства.
Но вместе с тем феномен
юродства выходит за грани бытового и культурного понимания жизни и являет видение мира, противоположное принятому в обществе.
К VI веку монастырское
юродство становится обычным видом аскезы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: маранта — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Итак, ниже речь пойдёт главным образом о христианском
юродстве.
Как уже было сказано выше,
юродством может называться отнюдь не всякая симуляция безумия.
Подвижничество ради науки всегда показывает черты
юродства, потому что возвращает парадоксальную веру в себя и в науку у других людей, даже если сам подвижник проходит через множество сомнений.
Культурная история
юродства” без конкретной географической привязки.
Философия вообще является социально приемлемым видом интеллектуального
юродства.
Неверно считать
юродством и симуляцию безумия в целях безопасности.
Некоторые исследователи усматривают связь
юродства с карнавалом10, другие – с интригами церкви против народных масс11 или же, напротив, с социальным протестом12.
Здесь симуляция есть, а
юродства нет.
Но именно
юродство ему чуждо.
Но при этом шут – часть толпы, а юродивый даже в городской сутолоке совершенно один; шут весь в диалоге, а юродивый принципиально монологичен; шут погружён в праздничное время, а юродивый – вне времени; шутовство сродни искусству, а
юродство искусству чуждо16.
И всё-таки здесь уже видно, как нарастает тот заряд агрессии, который выведет
юродство за пределы, предначертанные апостольской “глупостью” (μωρία), в иную сферу, где потребуется и иной термин.
Эти элементы
юродства присутствуют и в современном христианском сообществе.
Потому что наша цель показать не столько сакральную сторону
юродства, сколько его социальное или, если угодно, культурное значение.
Слово
юродство можно перевести на современный русский как глупость, безумие.
Как всегда бывает, когда пытаются истолковать на обычный лад святое
юродство…
Вообще против господствующего воззрения на мир как на совершенное творение громко вопиет, во‐первых, бедствие, которым он переполнен, а во‐вторых, бьющее в глаза несовершенство и даже комическая искаженность и какое-то
юродство самого законченного из его явлений – человека.
Юродство подвижников – совсем другого порядка: оно возникает, когда подвижник во избежание тщеславия в столкновении с похвалой людской прячет свой подвиг под личиной безумия.
Достоевский облёк свою страшную и неизлечимую болезнь в своеобразную форму
юродства.
Семь житий оказались достаточными для составления представления о роли юродивых, смысле их подвига и значении их служения, так что дальнейшее рассмотрение не привнесло бы существенных дополнений в исследование
юродства, а, пожалуй, только обременило бы повествование тавтологическими размышлениями.
Исследованию этого вида
юродства посвящена наша работа.
Теперь мы не понимаем
юродства, брезгуем им: для нас юродивый либо слабоумный чудак, либо ломающий комедию попрошайка.
Автор рассматривает
юродство как явление духовной жизни общества и даёт богословскую и психологическую оценку всех черт этого подвига.
Всё это делается совершенно сознательно этими городскими и сельскими юродивыми, причём, как я уже говорил, юродивыми в самом низшем смысле этого слова, ибо высокое
юродство совсем другое.
Почему же не проявляться
юродству и кликушеству в литературе?
Прежде же выяснения смысла подвига
юродства выделим те аксиомы христианства, которые помогут нам понять суть этого подвига.
Как мы отмечали выше, сущность подвига
юродства состоит не столько в том, чтобы глумиться над миром, но чтобы спасать мир, погрязший в грехе, от греха.
– Мы закончили? – строго спросил я, не желая больше терпеть перед глазами бездарно разыгранного блаженного
юродства.
Как видим, здесь нет никакого особого
юродства, одна прозорливость, замешанная на мощной суггестии.
Не кинется же вслед почти бессознательному
юродству закон писать на опавших листьях, указ изобразить по-розановски на манжетах.
Традиционно именно в этом отрывке видят обоснование
юродства.
Ехать в отпуск со 2-м классом считалось
юродством.
Поэтому в состоянии
юродства суперпатриотизма «ты» оказываешься «не ты», поскольку в состоянии «Я» теряется «Я», но «ты» становишься изначально заданным и никогда неизменяемым вектором нулевого действия, когда «Я» будучи высокого мнения о себе оказывается подстилкой позиции общей непререкаемости состояния безручья фактора пещерного мировоззрения мира высокого достоинства.
А вы, господа просвещённые демократы, вы – просто слезоточивые дурачки, прикрывающие либеральным
юродством свою неспособность быть чем-либо иным, как культурными лакеями того же помещичьего класса.
Диакон неоднократно был замечен в злоупотреблении спиртным, да и жена от него ушла именно по этой причине; он позволял себе самые язвительные комментарии по поводу церковных порядков, лавируя на грани
юродства и мизантропии.
А про маленькую горсточку и дурашливое
юродство вообще сказано довольно точно.
Смех, самоумаление, презрение людское тесно связаны с темой
юродства.
Повесть религиозного содержания, обыгрывающая понятие
юродства.
Гениальная идея, заключающаяся в том, чтобы описать его собственную жизнь, основным лейтмотивом сделав собственную манию: к литературе, к славе и к безумным, пограничным состояниям – собственно с болезненного желания пропагандировать идеи, которые помимо его воли начали приходить ему в голову 20 лет назад, и началось его «служение», которое со стороны выглядело как чистое
юродство.
Однако в данной работе столь глубокие корни
юродства не затрагиваются.
Но подобное сращивание совершенно не было характерно для периода зарождения
юродства.
Вторым побудительным мотивом
юродства церковь считает духовное наставление в шутливой и парадоксальной форме.
Хотя симуляция здесь осуществляется в церкви и даже от имени святого, тем не менее она не может именоваться
юродством, ибо имеет утилитарную, а не метафизическую задачу.
Теперь перейдём к анализу собственно христианских истоков
юродства.