Во многом продолжает линию феноменологической социологии и социологии знания
этнометодология– направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической.
Определяя область взаимоотношений
этнометодологии и других наук о человеке, Гарфинкель вместе с тем не выделяет специфического содержания основного методологического принципа, на котором строятся эти взаимоотношения.
Этнометодология основывается на определённых теоретических допущениях: (1) на отождествлении социального взаимодействия с речевой коммуникацией; (2) на отождествлении исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого собеседника; (3) на выделении двух слоёв в интерпретации – понимания и разговора; (4) на отождествлении структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи”.
Этнометодология превращает методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук и видит смысл социальной науки в целом в переводе на теоретический язык представлений здравого смысла «народной мудрости», проявляющихся в повседневном опыте.
Причём отдельные парадигмы современной общей социологии и социологии знания (символический интеракционизм, феноменологическая социология,
этнометодология и др.) становятся особенно чутки к обнаружению такого рода «литературных», риторических конструкций в процессах конституирования и упорядочения реальности наукой, в обыденном поведении, равно как и в любых ситуациях установления порядка и согласования определений действительности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: флюороз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Напротив, наша установка заключалась не в вытеснении или замене традиционного или какого-то более продвинутого варианта литературоведения, а в сочетании с ним, универсалистской надстройке над ним, открывающей другую плоскость рассмотрения – междисциплинарный анализ с привлечением ресурсов и методов возможностей других наук – от экономики до
этнометодологии.
В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм,
этнометодология.
Само понятие «
этнометодология» употребляется в литературе в двух значениях.
Этнометодология послужила ему лишь начальным импульсом к самому удивительному исследованию.
Признавая социальные реальности (множественные), которые она называет эмическими реальностями,
этнометодология показывает, что восприятие каждого человека, в том числе и восприятие социологов, считающих, что они способны изучать общество «объективно», всегда есть ограничения, дефекты и бессознательные предубеждения эмической реальности (или общественной игры) наблюдателя.
Например, П. Бурдьев в своей теории практики формулирует проблему преодоления как объективизма (т. е. структурного функционализма и системного подхода), так и субъективизма (т. е.
этнометодологии и феноменологии).
Ответы на эти вопросы попробуем получить, рассмотрев три основных подхода к социальному взаимодействию, а именно – теорию социального обмена, символический интеракционизм и
этнометодологию.
Основные понятия: социальная статика; структурация; социальная динамика; антипозитивизм; позитивизм; феноменология; символический интеракционизм;
этнометодология; марксизм; структурный функционализм.
Именно поисками такой мифической реальности и занимается
этнометодология.
Наиболее известные современные микросоциологические парадигмы – символический интеракционизм, теория обмена, феноменология,
этнометодология.
Представители
этнометодологии отказались от построения общих социологических теорий, сосредоточив внимание на поведении людей в их повседневной жизни.
Парадигма социальных дефиниций способствует развёртыванию теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии,
этнометодологии.
Языковые высказывания анализируются нами скорее с позиций
этнометодологии.
В то время как в самокритике авторы проектов обычно особое значение придают общению с респондентами, оригинальному тону их высказываний, значению их молчания, их ностальгии и её роли как фильтра воспоминаний, говорят о связях с психоанализом и
этнометодологией, то в критике этих проектов извне на первом месте стоят вопросы силы человеческой памяти и репрезентативности отобранного материала.
Этнометодология стремится выявить те методы, которые используются людьми для решения их повседневных проблем.
На наш взгляд (и не только), данная концепция является скорее «стратометодологией», чем «
этнометодологией», так как собственно этническое в ней не рассматривается как приоритет, но лишь как возможный частный случай.
Вторая граница возникает, когда
этнометодология возвращается в современные метрополии: сокращение исторической и общественной дистанции уменьшает и размывает зону чужести между исследователями и их респондентами, а тем самым и эпистемологический ресурс этого модуса исследовательской работы.
Этнометодология исходит из того, что, вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие.
Ещё одна известная концепция социального взаимодействия ―
этнометодология, изучающая механизмы толкования людьми социального мира, скрытые, неосознаваемые, но тем не менее определяющие характер их взаимодействия.