Слух начинает опираться на мажорные, минорные
трезвучия и другие, менее совершенные аккорды, от них производные.
Тоническое
трезвучие – комбинация из двух терций, построенная на тонике.
Чтобы как следует подчеркнуть неустойчивость аккорда, к благозвучной основе
трезвучия нужно добавить акустически чуждый ему диссонанс.
Они толкуют о видах на урожай и об удоях, они хором поют, и в этих песнях звучат незамысловатые
трезвучия, напоминая звук пастушьего рожка и коровьего колокольчика.
При продолжительном пребывании возле неё мы всегда слышали очень ясное и красивое
трезвучие до мажор, но к нему примешивалось не входящее в аккорд низкое фа, которое обычно воспринимается как нижняя квинта до.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приработаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тональность – система тональных отношений в пространстве
трезвучий. На этой системе держится наша способность навигации тонального пространства музыки.
Пастушки, «вздыхающие, как печки, с печальной песней к милым пастушкам», объясните им, что
трезвучие состоит только из трёх тонов, и что оно уничтожается острым ударом септимы, и тогда дайте им в руки гитару!
Обращения
трезвучий строятся на интервалах терция и кварта (или кварта и терция); в обращениях септаккордов к терцовым созвучиям добавлена секунда между верхними, средними и нижними звуками.
Тональное пространство — абстрактное пространство музыкальных звуков, объясняемое формулой из трёх
трезвучий: на тонике (ступень I), на субдоминанте (ступень IV) и на доминанте (ступень V).
С минорными мажорным
трезвучиями «всё чуть попроще»: у них в основании между крайними голосами – абсолютный консонанс – чистая квинта, а средний голос – терцовый тон – задаёт разницу в окраске и настроении.
Использование увеличенных
трезвучий связано с относительной мягкостью их звучания, происходящей от терцовой природы и отсутствия резких диссонансов.
Во втором классе, обороты предоставляются в виде
трезвучия, начиная с третьего года обучения и в последующие время, обучающийся играет обороты в виде септаккордов.
Теперь, поняв логику построения четырёх разновидностей
трезвучий, самое время вернуться к рисунку 10.1 (стр. 30) и окончательно разобраться с главными и побочными ступенями.
Срединный звук
трезвучия, его первая от тоники терция ( интервал, расстояние от тоники в три звука: лат. tertia – «третья»).
Вспомним классический пример: мажорное
трезвучие звучит весело (воспринимается нами как весёлое), а минорное – грустно (кажется печальным).
Это станет ясной, как солнце, истиной, когда обсудим оставшиеся две тональности: C-Dur сонаты №5, в которой самое опять низкое положение основного тона
трезвучия сочетается с вновь обретённой начальной мажорностью, вернувшейся через три (!) минорные сонаты c-d и e-Moll.
Двойные вершины пологих
трезвучий вопросительно смотрят вниз, сменяя друг друга.
Я садилась за клавиши, и в окружающее пространство обрушивались такие звучные водопады терций и аккордов, такие шумные переливы
трезвучий!
Их гитары тем временем стали договариваться между собой, и вот уже вспыхнувшая в начале как непримиримая война страстная испанская мелодия разрешалась в согласие унисонных
трезвучий.
Тональность эта означает падение с высоты, грехопадение: терция и квинта до минорного
трезвучия совпадают с ми-бемоль мажорным, но тоника проваливается из соль в до, что прообразует начало темы второй части сонаты №1 Es-Dur (о которой в своём месте).
Простые аккорды включают
трезвучия и септаккорды с обращениями, а также созвучия, имеющие непосредственное сходство с ними («неполные» аккорды, простейшие нонаккорды, двузвучия как самостоятельные гармонические элементы).
Опора гармонии на
трезвучие создаёт наиболее характерный фонический эффект.
Обычные «вводные» аккорды как бы вытеснены
трезвучием, построенным на вводном тоне («прокофьевской доминантой»).
Часто этот аккорд идёт по пути усложнения (аналогичен способ усложнения
трезвучия), превращаясь в многозвучие нетерцовой структуры («Мимолётности» №2, №13).
Кривое
трезвучие мёртвой флейты.
Применяет композитор терцовые аккорды из трёх и более звуков, напластования
трезвучий.
Очень хорошо для смеха подходит мажорное
трезвучие вверх и вниз на стаккато.
Если альты будут слишком занижать, то мажорное
трезвучие преобразится в минор.
От главных ступеней лада выстраиваются
трезвучия, состав которых совпадает функционально с названием лада.
Для этого попробуйте желательно на клавиатуре фортепиано или синтезатора, а если не получится, то на клавиатуре virtual piano (его можно загуглить) построить
трезвучия от каждой ступени натурального лада – сначала в мажоре, а потом – в миноре, помня о формуле ладов (они описывались выше в тексте текущего параграфа, см. стр. 29—30).
Знание главных и побочных ступеней приближает нас на один шаг к пониманию логики функциональной гармонизации мелодии
трезвучиями.
Чтобы разобраться с функциональной гармонизацией полностью, остаётся понять, каким образом
трезвучия объединяются в функциональные группы тоники – T, субдоминанты – S и доминанты – D.
Знание функциональных групп
трезвучий позволяет выстраивать гармонические последовательности.
И – вопль, леденящий вопль отчаяния: внезапное tutti всего оркестра или хора, громкий аккорд на уменьшенном
трезвучии!
Постепенно она вобрала в себя все остальные ноты, успокоила их, пока контрапункт не превратился в гимн, а тот не перешёл в простые
трезвучия.
Третья часть квартета Andante, тема которой в ре-мажорной тональности строилась по восходящим ступеням
трезвучия, излагаемая сначала первой скрипкой, затем виолончелью, была чиста, как горный воздух, и безмятежна, как расстилающийся внизу смеющийся ландшафт.
В домофоне играет
трезвучие вниз пару-тройку раз, потом писк, и дверь отходит.
Под ритм падающей струи ноты попадают сразу в такт, и я, воодушевлённый удачей, мычу через нос мягкие
трезвучия, сливаясь с природой радости и гармонии.
Левая в третьей позиции – Правая прикасается к струнам и извлекает
трезвучие.
Замечательное
трезвучие: полуденный зной, казарменный двор и барабанная дробь!
Человеко-трубы пронзительно закричали на разные голоса, выстраивая какие-то нездешние
трезвучия, в которые постепенно встроились грубые вопли человеко-тромбонов и болезненное уханье человеко-туб.
Какой смысл во всех этих двухголосных диктантах и цепочках
трезвучий?
В четверть голоса он пробежал ля-минорное
трезвучие: всё в порядке – диафрагма железно держит позицию, связки в полной боевой готовности.
Чётко выраженная басовая линия то и дело сменялась
трезвучиями и паузами…
– Хоть бы ты палец сломал, – бурчу я на уже постоянное
трезвучие от входной двери.
Сообщила, что
трезвучием называется аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям.
Это значило, что о
трезвучиях должны были чаще говорить другие ученики.
Распялив пальцы, извлекаю глухое
трезвучие, которое со второй попытки выправляется и звенит чисто.
Пиликающий
трезвучиями телефон, действует отрезвляюще.
Игра прервалась мощным аккордом из перекрещённых рук, именуемым
трезвучием.