Никита Владимирович Гущин – пианист, джазмен, педагог. Член джазовой комиссии Московского музыкального общества. Один из руководителей культурно-просветительского проекта «Творческий рост». Лауреат международных и всероссийских конкурсов. В своей работе автор рассматривает проблему развития детской джазовой импровизации в ДМШ и ДШИ. В пособии даются конкретные рекомендации и пошаговые действия, которые можно с легкостью применять на уроках джазовой импровизации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Джаз в школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Гармония
Буквенное обозначение нот
В настоящей главе будут предложены некоторые методические рекомендации по обучению джазовой импровизации для детей в возрасте от 8 до 16 лет. В частности, в данном параграфе будут рассмотрены вопросы гармонии, как основы джазовой импровизации.
Следует сказать, что знакомство с буквенным обозначением нот следует начинать на самом раннем этапе обучения, как правило, после достаточно «твердого» усвоения названия нот и их местоположения на нотоносце в пределах октавы.
Так как в первом и втором классе ученик знакомится с нотной грамотой, следует «порционно» предоставлять учебный материал, чтобы психологически не нагрузить ребенка. Не будет лишним привести список обозначения нот — буквами.
С — до;
D — ре;
E — ми;
F — фа;
G — соль;
A — ля;
B — си;
Bb — си-бемоль.
Важно отметить, что в отличие от классической музыки, где Си, как H, обозначать ноту Си в джазовой практике принято, как B, а соответственно Си-бемоль, как Bb.
С целью более эффективного запоминания буквенного обозначения, заранее подготавливаются небольшие карточки, размером 9X9 см, с нарисованными буквами. Надписи могут быть изображены цветными фломастерами для продуктивного визуального запоминания. На уроке, подготовленные карточки достаются в произвольном порядке и показываются детям. На оборотной стороне карточек, можно написать саму ноту, что соответствует этому буквенному обозначению. При затруднительном ответе ученик может самостоятельно подсмотреть ответ, перевернув карточку наоборот.
Знакомство с буквенным обозначением нот является важным этапом при изучении не только академического или джазового направления, но и эстрадной музыки. Многие популярные мелодии в большинстве случаев нотированы в буквенно-цифровом обозначении и, чтобы исполнить такого рода запись необходимо иметь навык чтения буквенных обозначений.
Гармонические обороты
Внедрение гармонических оборотов в учебный процесс, как один из элементов гармонического мышления происходит во 2-3 классах. Оно начинается с изучения основных функций: T-S-T, T-D-T, T-S-D-T.
Во втором классе, обороты предоставляются в виде трезвучия, начиная с третьего года обучения и в последующие время, обучающийся играет обороты в виде септаккордов. Принцип работы сводится к следующему: в левую руку берется основной тон аккорда, как правило, в большой или малой октаве, в правой руке играется трезвучие или септаккорд. В первых двух классах обороты записываются учителем в нотной тетради ученика на двух линейках целыми нотами в размере 4/4. Данные обороты играются двумя руками в плавном и скачкообразном соединении. Для более продвинутых учеников, данные последовательности даются в 3-5 тональностях. Начиная с третьего класса необходимо вводить новые обороты характерные для джазовой музыки, в частотности такие как: II-V-I, I-VI-II-V-I.
Уже на этапе освоения гармонических оборотов, следует затронуть тему использования метронома в учебной практике. Если в классической музыке наличие метронома это скорее всего, профилактическая мера от различных технических трудностей, то в джазовой музыке это само «лекарство», которое может вылечить тысяча и одну музыкальную болезнь. В классе джазовой импровизации просто необходимо использовать метроном. Работа с метрономом нисколько «не расшатывает» внутреннюю пульсацию ребенка, а наоборот, корректирует ее. При исполнении гармонических оборотов необходимо установить тот темп, в котором ребенок может сыграть последовательности, полностью контролируя весь процесс. Далее, по мере продвижения темп постепенно увеличивается. В последующем, в более старших классах и по мере совершенствования исполнительских навыков активная работа с метрономом уходит на второй план, однако, всегда необходимо использовать метроном, как педагогического метод от так называемого замыливания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Джаз в школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других