Объяснения в нём всегда предполагают интенциональность сознания и служат ему, причём сами объяснения часто имеют
телеологический характер.
Это очень хорошо сочеталось с подчёркиванием просвещенческого мотива неизбежного прогресса и воплощавшегося в нём
телеологического взгляда на человеческую историю.
Телеологический аргумент применяется и к другим областям окружающего мира.
Современная физика пока не может ещё точнее разобрать физические явления окружающего мира, что подчёркивается с
телеологической точки зрения.
Однако до тех пор я считаю себя вправе пользоваться этим термином – не в
телеологическом смысле движения к чётко обозначенной цели, а в более ограниченном смысле направленности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: густель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Движение также обладает формой, сообщаемой внутренней
телеологической структурой, но в данном случае эта структура может быть завершена только через темпоральное развёртывание.
Настоящую реальность
телеологическое суждение может только позаимствовать у природы или свободы.
В отличие от них программы и машины искусства не имеют
телеологической установки.
Самыми важными элементами его исследования являются часть главы, посвящённой разуму, где рассматривается мозг и тело, а также та часть, где делается акцент на
телеологическом понимании человеческого разума.
Это один из примеров
телеологического довода, который можно подвести под любую составляющую природы.
Философ был не согласен с теологической и
телеологической интерпретацией природных явлений.
Специфические черты каждого государственного устройства описывались в терминах совпадения с
телеологическими перспективами демократии или расхождения с ними.
Когда мы вводим в теорию познания понятие истины, как цели познания, мы ставим
телеологическую проблему.
Итак, судя по изложенному материалу, автор монографии определяет характер
телеологической детерминации как опосредованный, случайно-вероятностный, гибкий, относительный и специфический.
Телеологический способ предполагает уяснение смысла налоговой нормы через выявление цели издания акта, в котором эта норма содержится.
В основе её лежит не
телеологический принцип, а функциональная потребность (по аналогии с так называемыми физиологическими гредиентами у организмов, лишённых нервной системы, или в эмбриогенезе).
Однако с сожалением приходится констатировать, что за редким исключением (Cook-Greuter, 1994) они проводятся в рамках
телеологического подхода.
Обычные «
телеологические объяснения» нашей высокоразвитой сенсорики не дают удовлетворительного ответа на этот вопрос.
Он коренился в марксистской концепции развития через освоение исторических стадий и опирался также на европейские антропологические теории культурного эволюционизма (в которых, как и в марксизме, разделялось
телеологическое представление об «опространственном времени»).
При анализе произведений современного искусства он предлагал не ограничивать себя жёсткими рамками линейной и
телеологической концепций исторического развития, на смену которым, по его мнению, должно было прийти многоаспектное виденье исторического процесса, получившее впоследствии определение «постистория».
Но в каком смысле понятие «ценность» является
телеологическим?
При этом между ними, конечно, существуют определённые взаимосвязи и корреляции, позволяющие им учавствовать в тех или иных гносеологических и
телеологических процессах.
Как только такое
телеологическое мировоззрение стало основой экономической мысли – а именно это случилось с экономической наукой в XX столетии, несмотря на отдельные попытки двигаться в противоположном направлении – все сомнения XIX века были просто-напросто положены на полку, где они заняли своё место среди других экспонатов истории экономической мысли.
Сейчас мы уже знаем, что доказательства существования
телеологических сил отсутствуют и саблезубые тигры на самом деле вовсе не вымерли от голода, но счастливо жили-поживали миллионы лет со своими неимоверно огромными клыками, прежде чем вымерли по совершенно иным причинам.
Глубоко религиозный человек, бывший всю свою жизнь последователем и пророком в радениях сандемианцев, одной из крайних пресвитерианских сект, проникнутый идеей
телеологической структуры мира и единства всего окружающего, он нередко находил законности и видел взаимные соотношения там, где никто до него их не признавал и не мог их видеть, исходя из обычных научных представлений.
В философских трудах встречается утверждение, согласно которому «ценность» –
телеологическая категория.
Это особенно явно у тех мыслителей, которые настойчивой и острой критикой немало поработали над освобождением естествознания от всех следов телеологии, но в то же время в сфере познания общества не только сохраняли традиционные идеи и приёмы
телеологического мышления, но даже, стремясь оправдать их, перекрывали для социологии все пути к свободе мысли, которая уже стала к тому времени достоянием естественных наук.
И снова не представляется целесообразным мышление в терминах навязывания или тем более аккультурации, так как оно непременно помещает поведение мусульман в
телеологический нарратив о приверженности заимствованным ценностям, уступках внешним акторам и окончательном колониальном подчинении.
Цель такой историографии –
телеологическая история успехов малой родины в отграничении от других территорий.
Этот принцип учитывает тот факт, что адлерианская психология является
телеологической теорией, теорией целенаправленного человеческого поведения.
Положение инстинкта мастерства в этом комплексе
телеологических действий несколько своеобразно, поскольку его функциональным содержанием является способность служить целям жизни, какими бы эти цели ни были.
Существуют различные формы
телеологического доказательства в соответствии с видом замысла, к которому оно обращено.
При таком акте её восприятия с необходимостью должна отпадать
телеологическая составляющая акта субъективного выбора того, что воспринимается и как это воспринимается, в связи с отсутствием рамок восприятия, факта самого восприятия вследствие его «выборной бессмысленности».
Если исходить из того, что такое явление как «русская исламистика» должно быть постигнуто как самостоятельное целое и описано в собственных терминах, а не посредством
телеологических понятий других, принципиально снимающих все этнические и прочие «партикуляристские» характеристики феноменов – «мировая исламистика», «мировое исламоведческое сообщество» и т. п., – то придётся признать, что её культурно-историческое бытие в описываемый здесь период протекало в формах, исключающих продуцирование подлинно концептуальных конструктов, строгих аксиоматических и дедуктивных систем23.
Наука, техника культура, просвещение не являются в подобном плане
телеологическими системами.
Если технософия сменит философию, так и не разжаловав её в служанки, бытие подвергнется такой информационной инфляции, что различие между ним и сущим может навсегда исчезнуть: пока сохраняется феноменологическое различие между бытием и сущим, техника остаётся под
телеологическим вопросом, ответ на который зависит от подчинения технонауки – техноантропологии.
Органические дисциплины затрагиваются лишь в той мере, в какой обсуждается использование
телеологических аспектов.
По ходу фильма теряется ощущение ясного
телеологического развития, и вопреки благим намерениям кинематографистов городские пространства будто бы противятся попытке связать их в единое повествовательное целое.
Только по
телеологическим причинам порог ощущений должен быть значительно повышен у высших организмов, потому что иначе они были бы совершенно сбиты с толку и подавлены массой ощущений, хлынувших в их сознание.
Наиболее характерной общей чертой, объединяющей кинематографические работы, которые обсуждаются на страницах данного исследования, является их отказ от линейного
телеологического времени.
Проблема
телеологических оснований правосудия не нова для юридической науки.
Что мы способны духовно ощущать страдания, в принципе не имеющие
телеологического значения, представляется мне решающим признаком существа человека.
Превращение средств в цели полностью остаётся в общей форме
телеологического и лишь отодвигает душевный акцент дефинитивного на одну ступень.
Мы уже упоминали, что сфера дискреции, т. е. места проявления свободы как антропологической характеристики, достаточно широка в праве и её невозможно сузить до логической определённости по причинам
телеологической направленности права.
Суть
телеологической функции, которая становится необходимым атрибутом конституционной революции, заключается в том, что конституция закрепляет нормы-цели, нормы-задачи, нормы-принципы нового конституционного порядка, играющие роль ориентиров преобразования правовой системы и интеграторов граждан в демократическое и правовое сообщество.
Но дано одно из двух: либо выявить их фактическое значение, либо согласиться с тем, что их значение должно быть, безусловно признано –
телеологическая необходимость (Виндельбанд, 1995).
Направленная на настоящее, политика получает характер критического учения, выясняющего, с точки зрения определённых
телеологических принципов, необходимость сохранения или преобразования существующего порядка.
На этом уровне осуществляется изучение объекта, так сказать, вплотную, в идеале – со всех сторон, со всех
телеологических позиций на соответствующей профессиональной платформе.
Можно ли, рассуждая об этой области, не уйти в отвлечённые конструкции миметического или
телеологического плана и обозначить её с конкретностью, позволяющей избежать омонимической расплывчатости или произвольной абстрактности?
Иное распределение расходов, связанных с исполнением обязательства, может следовать и из существа обязательства, которое должно выявляться путём
телеологического толкования основания возникновения обязательства в сопоставлении с общими началами и смыслом регулирования определённых отношений.