Более того, русские
сентименталисты сделались адептами общеевропейского культа саморефлексии, в котором чувствительность и сопереживание ближнему рассматривались как норма.
Старые мысли о воспитании человека наполнились в поэзии
сентименталистов новым содержанием.
Сосредоточив внимание на природной чувствительности и добрых социальных задатках человека,
сентименталисты увидели в них залог идеального общественного бытия и гражданских добродетелей.
Таким образом,
сентименталисты исходили из иных теоретических предпосылок по сравнению с классицистами.
Первую попытку поколебать господство нормативной эстетики классицизма предприняли
сентименталисты в конце XVIII века.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сапатый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Именно
сентименталисты первыми распознали двойственность самого разума.
Главный интерес
сентименталистов, как и авторов рококо, сосредоточен на постижении психологии обычного человека, его глубинной внутренней жизни.
– С другой стороны, фандалиане – отъявленные
сентименталисты, удовлетворённые абсолютными глупостями, полные суеверий, рабы тщеславия.
Классицисты и
сентименталисты изучали народ со стороны.
Таким либералом и
сентименталистом александровской формации умер этот человек случайно в 1839 году, накануне эпохи, когда, после десятилетней растерянности и долгого выжидания, стал слагаться новый тип певца, более сердитого, жёлчного, недоверчивого, скептически относящегося ко многим прежним иллюзиям, а потому порой и большого пессимиста.
Излюбленные жанры
сентименталистов– элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.
Вместе с тем обращение к наследию английского
сентименталиста было серьёзным моментом в эстетическом самоопределении русского писателя и новой ступенью в его переводческом мастерстве.
Именно в его литературном наследии были почерпнуты
сентименталистами их важнейшие принципы свободы личности и свободы чувства.
Воздействие этой реформы перешагнуло границы литературы и границы жизни
сентименталистов.
Я утверждаю, что тенденция
сентименталистов укоренять эмоции в конкретных органах проистекает из озабоченности XVIII века природой взаимодействия души и тела – наследия картезианского дуализма XVII века.
Словом, такое место как нельзя лучше подходит для воспалённых фантазий и меланхоличного созерцания –
сентименталисты первыми начинают культивировать почтение к руинам, которое впоследствии переймут у них романтики.
Для него, ещё юного
сентименталиста, эта женщина была олицетворением вянущего порока.
Здесь уже заложено естественное для
сентименталиста противопоставление города и пасторальной природы: слово «ужасная» относится к размерам города, но подсознательно воспринимается и как качественная характеристика.
Что бы там ни утверждали
сентименталисты, ревность – величайшее доказательство и опора любви.
Если мозг вследствие его расположения в голове и ассоциации с рациональностью казался
сентименталистам не самым подходящим местом для обитания души, то нервы оставались привлекательными в качестве её инструмента и органа чувств.
Для большинства
сентименталистов кровь, жизнь и любовь действительно были явлениями одного порядка: чувства, из которых любовь – наиболее интенсивное, составляли для них суть человеческой жизни.
Эта деталь идеально отражает пристрастие
сентименталистов к точной анатомической локализации чувств.
Таким образом, «чувствительный человек» (или даже человек как таковой) предстаёт в научных и медицинских трудах
сентименталистов не только эмоционально утончённым, но и физически и анатомически хрупким.
Более того, поэт, как это принято в любовном дискурсе
сентименталистов, пытается локализовать метафорические симптомы страстной любви – холод, огонь и (что уже излишне) пламя – в конкретных органах человеческого тела: костях, нервах и крови.
Неспецифическая этиология лихорадки и её предполагаемая психогенная природа очевидно импонировали воображению
сентименталистов: любое нервное расстройство могло «безболезненно» привести к горячке, приобретая тем самым престижное, физически разрушительное проявление.
Освоена ли была она русскими
сентименталистами?
Они, мол, посчитают её худшей из всех английских
сентименталистов.
Наряду со всё более медикализированным и анатомически конкретным изображением любовных страданий, литература русских
сентименталистов в те годы находилась в поисках более точного медицинского эквивалента любовного недуга.
Эта смещённая физиология в очередной раз демонстрирует интерес
сентименталистов к тому, что происходит внутричеловека, их увлечение такими телесными процессами, которые, хотя и относятся к физической стороне человека, остаются скрыты и загадочны (например, работа нервной системы).