При изучении данной этнорегиональной группы
гагаузов стало понятно, что прежние использовавшиеся нами методы работы далеко не универсальны (несмотря на обширный 30-летний опыт полевой работы) и нуждаются в переосмыслении.
Тем самым мы рассчитывали получить новые сведения о численности
гагаузов, окончивших этот вуз.
Соответственно, предметом наших исследований являлось изучение этнической культуры
гагаузов во времени и пространстве.
Этногенез
гагаузов отражает сложность и длительность их формирования как отдельной этнической общности, несмотря на то, что первое упоминание о них относится лишь к первой половине XIX в.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что в балканский период этнической истории
гагаузов православная идентичность, в силу ряда факторов, являлась доминирующим признаком их этнического самосознания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вьюшечный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
На этом историческом этапе значительную роль в активизации этнического самосознания у бессарабских
гагаузов сыграл язык, который выступал в качестве основного этнодифференцирующего признака, и духовенство, выступившее в качестве просветителей и будителей этнической идентичности.
Неоспоримым фактом является то, что в этнокультурном коде
гагаузов основополагающее значение имеют две идентичности – языковая (тюркоязычные) и религиозная (православные), которые отражают принадлежность к двум различным культурно-цивилизационным мирам.
Более того, проблема происхождения
гагаузов не будет окончательно решена, если ограничиться вопросами этногенеза и глоттогенеза, так как она прямо или косвенно затрагивает вопрос о культурной идентичности, процесс выбора которой имеет свою специфику.
Речь идёт о родном языке
гагаузов, который фиксировался в официальных документах как турецкий.
Приведём краткую историческую справку о численности и расселении
гагаузов в разных регионах мира в прошлом и настоящем.
Таким образом, анализ культурогенеза
гагаузов даёт основание говорить о том, что в его культурно-генетическом коде присутствуют различные исторические и культурные пласты.
Население – тюркская народность
гагаузы, исповедующие православие.
Результаты этих исследований были обобщены в статье «Материалы по этнографии
гагаузов» (1953), где учёный на основе анализа некоторых черт хозяйства и быта пришёл к выводу о кочевом прошлом этого народа.
Общая численность современных
гагаузов – около 250 тысяч человек.
По неофициальным данным в этой стране их насчитывается около 1000 человек [Входили
гагаузы …, 2020].
Характерной чертой самосознания
гагаузов является тесное переплетение религиозной и языковой идентичностей.
Большая сложность заключалась в том, чтобы найти
гагаузов второй волны.
Да и сам путь восприятия
гагаузами христианского вероучения посредством «турецкого языка» рассматривался многими представителями инонационального духовенства как неестественный, маргинальный.
Общая история, система культурных ценностей и норм, обычаи и традиции связывают
гагаузов с балканскими христианскими народами.
Кто знал
гагауза, понимал суть этой связи.
Это заметно и во внешних, физических чертах
гагаузов.
– Нет, он из греческих
гагаузов.
Блестяще организованное злодейское выселение многих тысяч
гагаузов, болгар, молдаван и представителей других национальностей не встретило сопротивления со стороны выселяемых.
Воспитанные в духе патриотизма и интернационализма, рабочие и отдельные крестьянские коллективы выступили в поддержку
гагаузов.
Так поступили и тираспольчане, отправившиеся на помощь
гагаузам, вооружившись всего лишь подручными средствами защиты.
Своей государственностью
гагаузы дорожат и им постоянно приходится её отстаивать (см.: глава 2, параграф 6.1).
Немного погодя пошли «крестовым походом» против ершистых
гагаузов.
– Тогда и надели на тебя наручники? – недоверчиво спросил
гагауз.
Это было поселение
гагаузов, не так давно обосновавшееся в этих пустынных краях ввиду тяжёлых притеснений со стороны османов.
Исследователи отметили, что генетически
гагаузы крайне неоднородны.
Филогенетический анализ YДНК указывает на наибольшее родство
гагаузов с македонцами, болгарами, сербами и другими балканскими народами.
Что заставило албанцев, болгар,
гагаузов переселиться сюда?
Учитывая, что в процессе интервью мы у каждого информанта собирали подробные сведения обо всех членах его семьи (о супруге, родителях, детях, сёстрах и братьях), их этнической идентификации и знании родного языка, степени адаптации и отношении к гагаузской культуре, то суммарно число охваченных опросом
гагаузов увеличивается до 200 человек.
Это единственное в мире государственное образование
гагаузов, являющееся их этническим материком.
Значение для
гагаузов собственной государственности, пусть даже в виде автономного образования, сложно переоценить.
Для ряда этнорегиональных групп
гагаузов характерен иной способ самоидентификации.
Ввиду того что у данной региональной группы
гагаузов принципиально иные характеристики (о которых мы писали выше), то и направленность предпринятого нами исследования в большей степени отражает одно из направлений социологии – этносоциологию.
Наряду с терминами арабско-персидского происхождения (распространёнными у тюркских народов) в области религиозных воззрений у
гагаузов употребляются также термины славянского происхождения.
Так, в указанных значениях
гагаузы используют лексемы греческого (stavroz) и румынского (kruça) происхождения.
Исследования российских, молдавских и украинских учёных по антропологическому облику
гагаузов, дерматоглифике, молекулярно-генетическим данным, ДНК маркерам пока не дали окончательного ответа.
Однако ряд гагаузоведов изучает культуру и фольклор
гагаузов в отрыве от других балканских народов.
Свою задачу автор видит в необходимости анализа условий и процессов, оказавших влияние на изменение у
гагаузов значимости этих идентичностей, способствовавших усилению их этнического самосознания.
Христианство коренным образом повлияло на ход этнических процессов и на культурогенез
гагаузов.
По нашему мнению, использование
гагаузами на том историческом этапе данного способа самоидентификации следует рассматривать в рамках выработанной гагаузским малочисленным этносом стратегии самосохранения.
Таким образом, этнокультурный код
гагаузов исторически формировался под воздействием ряда факторов, два из которых можно охарактеризовать как абсолютно преобладающие – православие и тюркскость.
Если рассматривать данный вопрос шире, то этногенез
гагаузов продолжает оставаться «неразгаданной загадкой», которая «во многом определяется динамичным развитием их этничности и участием в этом развитии элементов различных культур» [Губогло, 2007б, с. 260].
Выпадение хоть одного из них приведёт к исчезновению
гагаузов как этноса с карты мира.
На примере своей этнической истории
гагаузы показали, что процессы в области культурогенеза и степень их интенсивности зависит от состояния пассионарности этносообщества.
По соседству с евреями обитали румыны-конокрады, за конокрадами селилось грязное голосистое семейство нищих
гагаузов.
Мама моя была из племени
гагаузов.