Он выступает только против искусственной насильственной
архаизации речи, как повседневной, разговорной, так и литературной.
Таким образом, даже в современном усложняющемся мире возможна ситуации
архаизации, то есть упрощения социального организма, вызванного простотой и примитивностью его экономики, которая основана на одном ресурсе.
Чтобы осознать степень
архаизации языка, достаточно одного факта: современный исландец без труда понимает тексты саг, написанных в XIII–XIV веках.
Как отмечают специалисты, земельная политика большевиков не решила проблему крестьянского малоземелья, но чрезмерной регламентацией сельскохозяйственной деятельности способствовала
архаизации деревни, отбрасыванию её на уровень 1880‐х годов.
Структурные элементы:
архаизация языка в житийной литературе, фантастическая необычность сюжета волшебной сказки, подчёркнутая условность повествовательных приёмов, строгое следование жанровому ритуалу – создают облик стиля, сознательно ориентированного на отличие от стихии «обычного языка».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сосцы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отсюда налёт
архаизации: корабли уподоблены чуть ли не ладьям, а то и ковчегу, одежды людей мало напоминают армейскую форму – это скорее рубища.
Архаизация методов управления экономикой в конце 20-х – начале 30-х гг. дала сильный импульс «опрощению», примитивизации способов осуществления власти в целом.
Его «личный язык» не был пародией на итальянский; и, в то время как прозвища и шутливая
архаизация, возможно, способствовали «исключительности» «Чайного клуба», его члены беззлобно пародировали традиционную социальную иерархию.
Поскольку в результате революции, голода, гражданской войны и репрессий тонкий слой российской городской культуры был почти полностью разрушен, город практически лишился возможности сопротивляться
архаизации, принесённой в него сельским населением, которое в процессе ускоренной индустриализации и урбанизации полностью изменило его состав.
Процессы
архаизации большинства связаны не только с военными действиями, конфликтами, уничтожением целых стран и массовыми нарушениями прав человека.
После вступления в силу нового языка можно было смело говорить об ужесточении и
архаизации семантики либерального дискурса.
За деиндустриализацией следует
архаизация общества.
Неэффективность идеологии связана с нарастающей
архаизацией социальных систем.
Последствия этой политики известны – безработица,
архаизация общественных отношений, рост этнической напряжённости, развал сферы культуры, упадок и ликвидация многих общественных объединений, таких, как профсоюзы, молодёжные и детские организации, разрушение важных механизмов социализации человека, способов его включения в активную общественную жизнь.
В период турецкого владычества установка на
архаизацию стала единственной надеждой на сохранение идентичности и национальной памяти греков.
Более того, европейские культуртрегеры, которые несли свет цивилизации «отсталым народам», как раз и стали агентами
архаизации жизни этих народов – и не только в хозяйственном плане, но и в плане межэтнического общежития.
Гораздо меньше внимания, к сожалению, уделяется работам других исследователей, в которых феномен
архаизации и его роль в социокультурной динамике в целом и в развитии современного общества, в частности, рассматриваются в аспекте проблемы участия архаических культурных пластов в процессах модернизации и их способности «превращаться» в модерное или органично совмещаться с ним.
Разумеется, значительную часть архаизующих тенденций (однако далеко не все!) следует отнести к модели «переходной
архаизации», поскольку они непосредственно связаны с кризисными явлениями в разных сферах социокультурной жизни постсоветского общества, переживающего трудный период системной переструктуризации.
Поэтому дереализация прошлого (устранение субъективной ответственности) сопровождается резким упрощением или, что то же самое –
архаизацией сознания, в том числе и представлений о прошлом, всплывает нуминозный пласт сознания: представления о несоизмеримой с человеком мощи и силы государства, сакрализация власти как символического воплощения коллективных ценностей и ничтожности в сравнении с ним, неценности частного, индивидуального человеческого существования, получающего смысл только в обратной проекции на него значений государства.
Наконец, последний вопрос – о степени
архаизации текста.
В настоящее время либеральная идеология испытывает кризис легитимности, и это обстоятельство является главной причиной превращения социальных и политических практик либерализма в авторитарную модель, нарастания влияния неоколониалистских и ультраправых тенденций в политике, что в целом может быть охарактеризовано как
архаизация либеральной социальной системы.
Наблюдается ли определённая
архаизация социокультурных устремлений и типов солидарности населения, что проявляется в характерных культурных акциях и движениях националистического, клерикального и иного традиционалистского характера?
Здесь все перечисленные выше аспекты
архаизации получают вполне завершённый вид, в результате чего архаика почти полностью вытесняет модерное, создаёт свои крупные анклавы, выпадающие не только из модернизационных, но, в сущности, и из цивилизационных процессов.
Снижение познаваемости мира является ключевым выражением
архаизации человечества, грозным признаком завершения линейного участка спирали общественного прогресса: технологический прогресс ещё продолжается, но уже ведёт к регрессу, а не прогрессу в социальной сфере – с соответствующим разрушением всей привычной нам прогрессистской в своей основе системы мировоззрения.
Это имеет непосредственное отношение к постсоветскому периоду российской истории и к самой теме эволюции свободы, так как многие отечественные обществоведы отмечают процесс
архаизации массового сознания и многих общественных институтов, который начался в 2011 году и продолжается до настоящего времени [22].
–
Архаизация системы и новая дикость.
Не является ли обращение к исторической традиции, в которой черпаются смыслы и идеалы, наследуются духовные, культурные, политические практики, попыткой
архаизации и рутинизациисовременности?
Террористический потенциал республик, находящихся в состоянии прогрессирующей
архаизации и маргинализации, при несменяющемся руководстве (или элитных кланах), что при почти полной финансовой дотационности приводит к очень высокой коррумпированности всех уровней системы власти.
Но ответом на
архаизацию неолиберального мира является встречный рост пассионарности, который также имеет в своей основе идентичность и традицию.
При этом выясняется, что взаимная рецепция тех стран, которые играют особенно важную роль в эпоху глобализации, имеет тенденцию к новому огрублению, своего рода
архаизации, словно «попятному» движению по шкале исторической динамики.
Что касается положения дел в аграрном секторе страны, то даже лидеры «перестройки» и «постперестройки» признают громадный спад сельского хозяйства, тупик в фермерском развитии,
архаизацию сельского быта.
С одной стороны, происходит (либо поддерживается там, где данные формы сохранились и в советские времена)
архаизация семейных отношений в том смысле, что семья становится способом организации экономической деятельности и подчиняется её требованиям.
Отсюда и попытки возместить её социологической схемой, несоразмерно большие хронологические рамки с ретроспективным привлечением материала позднего времени, невольная
архаизация социальных отношений в горах.
Считается, что независимо от степени
архаизации слово должно помещаться в нормативный словарь, если оно часто встречается в языке классических произведений.
При этом даже предельная
архаизация социальных институтов, включая зоны длительных этнических конфликтов, органично и непротиворечиво сочетается с научно-техническим прогрессом в форме всё более широкого использования потребительских вариантов высоких технологий: сотовой связи, цифровых сетей и медиатехнологий, спутниковой связи и позиционирования, глобальных транспортных сетей, биотехнологий (гибридных и генно-модифицированных растений) и др.
Одна из атрибутивных особенностей глобализации – глобальное нарастание явлений социального регресса, одним из симптомов и механизмов которого является этническая фрагментация социума и, соответственно, примитивизация и
архаизация системообразующих социальных общностей и институтов индустриальной эпохи, усиление роли этносов и характерных для них социальных институтов.
Отметим также, что исследователи, занимающиеся
архаизацией, в большинстве своём отдают предпочтение экономике и социально-политической сфере.
Архаизация здесь воплощается в процессах аграризации и натурализации экономики, связанных с упадком промышленности и оттоком высококвалифицированных специалистов; в рурализации городов – в результате усиления потоков сельских мигрантов; в воскрешении родо-племенных, клановых структур и появлении соответствующих альтернативных органов управления на местах или срастании данных органов со структурами государственной власти; в повышении роли малых групп и аскриптивных связей; в активизации доосевых верований и древних обычаев (в частности, полулегальное двое- и многожёнство, кровная месть, усиление патриархального начала в семье и т. д.).
Поэтому в целом
архаизация в разных её формах, по мнению специалистов, способствует углублению депрессивности регионов и её постоянному воспроизводству.
Не менее сложные проблемы связаны и с адаптивностью
архаизации, поскольку такая стратегия имеет большие изъяны и ограничения: она может закрепить установку на традиционализм и инерционность, придавать развитию общества циклический характер, усиливать сегментацию социокультурного пространства и дробление социума, ибо интересы отдельных социальных групп или территорий могут противоречить интересам общества в целом, и т. д.
Эта добровольная
архаизация текста актуализировала тенденцию к сакрализации власти, укреплявшуюся в середине 30-х и невозможную в рамках эстетики «чистого» документализма 1920-х.
Воспроизводство отношений клиентелизма можно рассматривать в качестве веского основания для диагностирования
архаизации процессов элитообразования.
Когда никаких границ между войной без правил и «просто жизнью» не существует, а общая
архаизация жизни, возвращение к разбойничьим временам вызывает к жизни архаику местную – воруют невест, как в «Кавказской пленнице».
В его установке странно смешались
архаизация современной души и модернизация древних текстов.
Использование «псалтырных источников», «псалтырного словаря», как видим, критик относит к порочной
архаизации языка, к оживлению омертвевших языковых и поэтических форм, вредных для развития советской литературы.
Но корни западной
архаизации, как мы думаем, лежат в западной культуре, которую условно можно назвать «телесноориентированной».
По его мнению, постоянной стратегией российских элит является «сознательная
архаизация культуры и выстраивание её по некоему подобию просвещенческо-аристократической модели старого образца».
Забегая вперёд, дополним, что в конечном счёте текстовая культура образованных слоёв отчасти была ассимилирована устной традицией, что проявилось, в частности, в
архаизации неформально-информационного пространства города.
Иногда такая стратегия находит поддержку и в самой языковой стороне литературного произведения, например в её лексико-семантической
архаизации.