1. книги
  2. Экономическое развитие
  3. Smart Reading

Одинокие идеи. Сможет ли Россия конкурировать в сфере инноваций и технологий. Лорен Грэхэм. Саммари

Smart Reading (2024)
Обложка книги

Это саммари — сокращенная версия книги «Одинокие идеи. Сможет ли Россия конкурировать в сфере инноваций и технологий» Лорен Грэхэм. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. Почему в Российской империи, Советском Союзе и постсоветской России выдающиеся изобретения не приводили и не приводят к развитию промышленных технологий, конкурентоспособных на мировом рынке? Почему российские изобретатели, как правило, оказываются неудачливыми предпринимателями? Почему за рывком модернизации обычно следует период упадка? Примеры из истории российской науки и техники позволяют выявить факторы, препятствующие внедрению инноваций: негативное отношение ученых и общества в целом к предпринимательству, слабая правовая защита интеллектуальной собственности, авторитарный стиль управления, пренебрежение экономической целесообразностью, коррупция… В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Одинокие идеи. Сможет ли Россия конкурировать в сфере инноваций и технологий. Лорен Грэхэм. Саммари» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Первопроходцы, но не предприниматели

В Советском Союзе настаивали на советском или русском приоритете в отношении многих важных изобретений — паровоза, электро-лампочки, радио, аэроплана, транзистора, лазера и т. д. О приоритете говорить, пожалуй, некорректно, но русские, несомненно, были первопроходцами в этих технических разработках.

Почему же сейчас, за исключением космической отрасли, производства вооружений и нескольких программных продуктов, российские предприятия не производят высокотехнологичную продукцию мирового класса?

Ответ на этот вопрос — в названии книги. Lonely ideas, «Одинокие идеи»: уже три века в России вновь и вновь появляются прекрасные технические идеи, но при этом никак не получается извлекать из них выгоду.

В отличие от, например, музыки, литературы или математики, для развития высоких технологий недостаточно хорошего образования и финансирования, которое просто давало бы творцу возможность работать. Для получения прибыли на конкурентных международных рынках нужно хотеть и уметь коммерциализировать свои изобретения, а здесь русские отстают.

Чтобы изобретатель, выдвинувший потенциально прибыльную идею, мог достичь успеха, должно соединиться несколько важных факторов:

▶ положительное отношение общества к созданию и практическому применению новшеств;

▶ экономическая система, способствующая инвестициям;

▶ правовая защита интеллектуальной собственности и вознаграждения, получаемого изобретателем;

▶ политическая система, не опасающаяся технических новшеств и успешных деловых людей, а поддерживающая их;

▶ обуздание бюрократии и коррупции.

Во многих западных странах развитие техники шло поступательно, а теперь вышло на плато в связи с появлением новых участников в Азии и других частях света. В Китае после выдающихся достижений многовековой давности последовала «яма» отставания в период господства западного империализма, а в последнее время наблюдается резкий подъем. Российская же траектория за последние три столетия — это зубчатая линия; развитие происходит рывками, и вслед за достигнутым высоким уровнем вновь и вновь следуют периоды технического отставания. Сейчас развитие техники в России практически остановилось, и экономика опирается на природные ресурсы.

Эта книга — попытка ответить на вопрос, почему так происходит. Она основана не только на изучении источников, но и на многолетнем опыте автора, который начиная с 1960-х годов подолгу жил в России, посещал многие российские университеты, НИИ и промышленные предприятия, лично общался с тысячами российских ученых и инженеров.

Часть 1. Почему после трех столетий попыток Россия так и не смогла модернизироваться

Характерную картину технологических рывков, за которыми следует отставание, можно проследить в разных технических областях.

Военная промышленность

Еще с XVII века, даже до Петра I, для налаживания производства вооружений власти неоднократно приглашали специалистов из-за рубежа. Какое-то время все работало на уровне лучших мировых стандартов соответствующей эпохи, но потом под влиянием социальной и экономической отсталости общества производство постепенно приходило в упадок.

В 1826 году, на заре царствования Николая I, тульские оружейные заводы были в числе лучших в мире и по объемам производства, и по оборудованию, и по техническому уровню продукции. Но в последующие десятилетия на зарубежных заводах появилось много новшеств, а на российских аналогичного обновления не происходило, поскольку не было соответствующего указания сверху.

В результате в Крымской войне 1853–1856 годов стрелковое оружие российской армии по большинству параметров катастрофически проигрывало английскому и французскому.

Когда в 1826 году Николай I посетил Тулу, там имелось передовое для своего времени оборудование. Царю рассказали, что завод уже производит оружие со стандартными взаимозаменяемыми частями: это дает важные преимущества при необходимости срочного ремонта в полевых условиях. Была устроена демонстрация: царь выбрал наугад несколько ружей, их разобрали, части перемешали и потом ружья собрали заново.

Что было в Туле в 1826 году на самом деле, сейчас уже вряд ли можно сказать точно. Считается, что настоящая взаимозаменяемость частей была достигнута только в 1840-х годах на американских оружейных заводах в Новой Англии. Вполне вероятно, что царя тогда ввели в заблуждение — из множества ружей (в заводских арсеналах хранилось более 50 тысяч единиц!) предварительно отобрали и подготовили для демонстрации нужное количество. Историки техники изучили сохранившиеся пистолеты и ружья, изготовленные в России с 1812 по 1839 год, и обнаружили на многих деталях следы ручной подгонки с помощью напильника. Некоторые детали оказались даже пронумерованы, что было бы излишне в случае взаимозаменяемости. Американские оружейники в то время тоже нумеровали свои детали, которые подгонялись для конкретного ружья или пистолета.

Самыми уважаемыми и хорошо оплачиваемыми мастерами на Тульском оружейном заводе были не работники основного производства, а те, кто делал богато украшенные ружья и пистолеты. Они считали себя уже не рабочими, а художниками; некоторые из них стали знамениты, как, например, Петр Гольтяков, официальный поставщик оружия для великих князей Николая и Михаила. Ружья и пистолеты работы Гольтякова, настоящие произведения искусства, предназначались, конечно, не для пехотных полков — это было подарочное, коллекционное оружие. Лучшие образцы российских ружей и пистолетов были превосходного качества, но в среднем качество было очень низким.

Сэмюэл Кольт в Соединенных Штатах делал ставку на машинное производство, и оружие на его заводе собирали из действительно взаимозаменяемых деталей. В России подобного производства в середине XIX века еще не было. Не внедрялись и новые образцы оружия для массового применения — большая часть ружей на вооружении русской армии в начале 1850-х годов были гладкоствольными.

Модернизация в России происходила только тогда, когда царское правительство уже не могло не заметить случившегося провала и приказывало провести реформы. Тут уместно вспомнить о царском визите на завод в 1826 году — если императору уже доложили о достигнутом успехе, то при его автократическом стиле управления больше не было оснований продолжать работу по налаживанию производства из взаимозаменяемых деталей.

Упадок оружейного производства долгое время оставался незамеченным, поскольку Россия в течение трех десятков лет не сталкивалась с хорошо вооруженными противниками.

В итоге Крымская война показала неоспоримое превосходство британских и французских винтовок над русскими ружьями — а ведь за несколько десятилетий до этого русское стрелковое оружие не уступало вооружению никого из тогдашних противников.

Та же история повторялась и при царях, и при Сталине, и при Брежневе, и повторяется в постсоветской России. В настоящее время единственная отрасль экономики, в которой Россия сохраняет лидерство, — это добыча нефти и газа, но даже и здесь страна не успевает за новыми технологиями добычи, появившимися в других странах. Уместно вспомнить, что русские в свое время разработали технологию гидроразрыва, но не развили ее дальше.

Может ли Россия выйти из этого порочного круга? В принципе это возможно, но на практике чрезвычайно трудно.

Показательный пример — знаменитый автомат Калашникова АК-47, самый простой, надежный, прочный и недорогой автомат в истории. В экономическом отношении Россия очень мало получила от этого несомненного технического достижения. Большая часть АК-47 в мире производится не в России; это копии, за которые Россия не получает никакой платы. В конце 2012 года около 80 % скромного российского экспорта автоматов Калашникова покупали коллекционеры в Соединенных Штатах.

Сам Михаил Калашников на производстве своего автомата не разбогател — хотя, надо сказать, получил Сталинскую премию и широкое признание.

Для Ижевского завода производство АК-47 тоже не стало источником средств для дальнейших инноваций — даже патент на автомат был оформлен только в 1999 году, спустя более полувека после начала его выпуска!

Железные дороги

История создателей паровозов — англичанина Джорджа Стефенсона и русских Ефима и Мирона Черепановых — хорошо иллюстрирует разницу условий, в которых приходилось работать изобретателям. Они были современниками и даже встречались — младший Черепанов, Мирон, в 1833 году побывал в Ньюкасле на фабрике Стефенсона. За четыре года до этого Стефенсон представил публике свой паровоз «Ракета» мощностью в 20 лошадиных сил. На следующий год после поездки в Ньюкасл Мирон Черепанов вместе со своим отцом Ефимом построил и успешно испытал свой первый паровоз мощностью в 30 лошадиных сил, а еще через год — более мощный образец в 46 лошадиных сил.

И Черепановы, и Джордж Стефенсон были замечательными изобретателями и строили передовые для своего времени паровые машины. Но в историю техники как отец железных дорог вошел Стефенсон. Он получил патенты на свои паровозы, нашел инвесторов и смог учредить собственную фирму. Его паровые машины стали коммерческим продуктом, они использовались для откачки воды из шахт, а паровозы возили руду на металлургические заводы и пассажиров по новой железной дороге между Ливерпулем и Манчестером.

Черепановы же были крепостными Демидовых, владельцев уральских рудников и заводов. Даже если бы в России тогда существовала патентная система, любые изобретения крепостных принадлежали бы их хозяевам. Да и созданные Черепановыми паровозы хозяев не слишком заинтересовали. Мирона Черепанова посылали в Англию вовсе не ради паровозов — он должен был выяснить, почему Англия сократила закупки железа в России. Демидовым на их заводах паровозы и паровые машины были не особенно нужны; труд крепостных на тот момент обходился дешевле, так что никакого дальнейшего развития работа Черепановых не получила.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Одинокие идеи. Сможет ли Россия конкурировать в сфере инноваций и технологий. Лорен Грэхэм. Саммари» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я