1. книги
  2. Благоустройство территории
  3. Smart Reading

Города для людей. Ян Гейл. Саммари

Smart Reading (2024)
Обложка книги

Это саммари — сокращенная версия книги «Города для людей» Яна Гейла. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. Ян Гейл, архитектор с более чем 50-летним опытом, в этой книге напоминает о важной, но на много лет забытой истине. О том, что города строятся в первую очередь для людей, а не для машин, заводов и фабрик. Людям нужны живые, уютные и безопасные города. Только тогда в них будет эффективно работать промышленность и расти экономика. И, самое главное, вложения в заботу о людях на уровне города по сравнению с другими социальными расходами, такими как здравоохранение и автомобильная инфраструктура, так скромны, что их могут позволить себе даже развивающиеся города во всех уголках мира. Заинтересованность и фантазия самих горожан наряду с более масштабными проектами могут сделать безжизненный унылый город совершенно другим всего за несколько лет. В своей замечательной книге Ян Гейл рассказывает, как должны быть устроены города, чтобы люди в них могли не только работать, но и радоваться жизни. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Города для людей. Ян Гейл. Саммари» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Расстояния и чувства

Работа с человеческим масштабом подразумевает создание качественных городских пространств для пешеходов с учетом их прямолинейного передвижения преимущественно по горизонтальным поверхностям.

Улицы, площади и их размеры. В зависимости от расстояния до определенного объекта задействуются разные органы чувств человека — «дистанционные» (зрение, слух, обоняние) и «контактные» (осязание и вкус). Ключевыми в организации общественных мест являются расстояния 100 метров (мы еще можем различить движения человека на этом расстоянии) и 25 метров (с этой дистанции мы можем увидеть выражение лица другого человека и распознать его эмоциональное состояние).

100 метров — ориентир для проектирования трибун, арен для концертов, парадов и спортивных соревнований, а также площадей городов. 25 метров — ориентир для комфортного наблюдения за театральным спектаклем, но все же многие подмостки мира берут за основу предел в 35 метров, поскольку это максимальное расстояние, с которого зрители могут различить жесты актеров, услышать их речь и пение.

Базовые единицы городской архитектуры — улица (пространство для движения) и площадь (пространство для впечатлений). Если улицы приглашают пройтись, то площади предлагают остановиться и посмотреть, что происходит вокруг.

Линейные размеры старых площадей городов Европы обычно не превышают 80–90 метров. Большие пространства тоже могут иметь человеческий масштаб, если хорошо спроектированы.

Центральная площадь итальянского города Сиены — Пьяцца Дель Кампо — по одной стороне вытянута на 90 метров, по другой — на 135. Однако ряд каменных тумб уменьшает эти размеры до магических 100 метров. Центр площади при этом напоминает по форме чашу с пониженной центральной частью, благодаря чему людям открывается отличный обзор.

По той же причине, по которой узкие столики в кафе позволяют попасть в личное пространство собеседника и поощряют активное общение, узкие улицы, небольшие пространства и расстояния оставляют впечатление от города как от теплого, активного и наполненного событиями. Напротив, город, где дома и расстояния между ними огромны, воспринимается как обезличенный, формальный и холодный. Ощущения такие же, как на официальном приеме за широким столом, где говорящий, чтобы его было слышно, повышает голос, и его слова по неписаному правилу приходится воспринимать как важные.

Высота зданий. Прогулка по улицам города будет насыщена впечатлениями, если фасады нижних этажей украшены и изобилуют деталями. Голова человека во время ходьбы обычно наклонена вниз на 10 градусов, чтобы лучше следить за тем, что происходит перед ним. Поднять голову вверх намного сложнее — приходится растягивать шею. Поэтому чем выше здание, тем сложнее что-либо увидеть. Связь между плоскостью улицы и высокими зданиями теряется после пятого этажа. С первого, второго, третьего, четвертого и даже пятого этажа мы можем наблюдать за городской жизнью, различать речь, звуки и жесты. Выше пятого этажа с людьми на улице уже невозможно установить контакт.

«Офисы и квартиры, расположенные выше пятого этажа, по логике следует передать в ведомство воздушного транспорта. В любом случае они уже не принадлежат городу», — пишет Ян Гейл.

Скорость передвижения. Люди в среднем ходят со скоростью 5 км/ч. При такой скорости они успевают рассмотреть детали зданий, небольшие пространства и знаки, а также людей, идущих навстречу. Когда же мы едем в машине со скоростью от 50 до 100 км/ч, у нас нет возможности что-то разглядеть. Для такой скорости пространства должны быть большими, дороги — широкими, а знаки — простыми и крупными. Прогулка в среде, ориентированной на скорость 60 км/ч, — это отсутствие впечатлений и скука.

Венеция — город для скорости 5 км/ч — с узкими улочками, изящными вывесками, прекрасными деталями и множеством людей. Дубай — город для скорости 100 км/ч — с широкими многополосными автодорогами, крупными вывесками, высокими зданиями и уровнем шума.

В будущем придется строить множество крупных комплексов и больших многоэтажных зданий, однако игнорировать человеческий масштаб нельзя ни при каких условиях. Задача в том, чтобы соответствие человеческому масштабу стало неотъемлемой частью ткани города, а люди с удовольствием ходили пешком и ездили на велосипедах; в том, чтобы строить города с превосходными видами на уровне глаз и с высокими зданиями, возвышающимися за красивыми небольшими строениями. А чтобы не переусердствовать с размерами, лучше следовать универсальному совету: «Если сомневаешься, убери несколько метров».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Города для людей. Ян Гейл. Саммари» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я