Окунитесь в мир программирования с книгой "Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ"!Эта книга – ваш путеводитель по изучению Python, одного из самых популярных языков программирования в мире.Напишите свою первую строчку кода уже в первой главе и продолжайте осваивать ключевые принципы программирования, от переменных до циклов. От функций до классов и объектов.А затем, отточите свое мастерство с финальным проектом – игрой, симулирующей стыковку космического корабля с космической станцией! Этот симулятор поможет закрепить Ваши навыки объектно-ориентированного программирования.В завершении этой книги, четырнадцатая глава покажет Вам варианты Вашего дальнейшего развития, и предложит конкретные дальнейшие шаги.Эта книга не просто научит Вас программировать на Python, она поможет Вам думать как программист.Будущее начинается сегодня. Не упустите свой шанс обучиться Python и открыть для себя новые возможности. "Python с нуля" ждет вас.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА ПЯТАЯ: БУЛЕВА ЛОГИКА
Булева логика в Python, как и в других языках программирования нужна нам для того, чтобы наш код мог сравнивать данные.
Например сравнивать пароль, который вводит пользователь, с паролем, который храниться в базе данных. Или сравнивать ранг игроков в видеоигре, чтобы подбирать соперников по уровню.
Таких примеров сравнений много, и здесь булева логика — крайне полезная штука.
Давайте узнаем из чего она состоит и какие примеры с ней можно создавать.
1. Операторы сравнения
Когда мы сравниваем числа друг с другом, мы обычно используем такие символы, как > (больше), < (меньше), = (равно) и так далее. Они работают и на Python. И вот как они выглядят там:
Больше >
Меньше <
Равно ==
Не равно!=
Больше или равно > =
Меньше или равно <=
Как Вы заметили, в Python вместо знака равенства = нам необходимо использовать двойной знак равенства ==.
Нам нужен двойной знак равенства для того, чтобы Python не подумал, что мы пытаемся создать переменную.
В Python эти символы называются операторами сравнения. И они нужны нам для того, чтобы наша программа могла сравнивать различные типы данных, например: числа, строки, переменные и так далее.
2. Булевы значения: правда или ложь
У Булевой логики есть логические значения: True и False:
True — когда условие истинно. И False — когда условие ложно.
Давайте теперь сыграем.
Я буду сравнивать числа, а Вы будете отвечать в уме — True, если это истина, или False, если это ложь.
Начнем?
2 > 4
10 < 20
3 == 3
5!= 7
А теперь давайте сделаем то же самое в Python. Для этого мы создадим переменную — результат, и присвоим ей значение 2 > 4
Затем выведем результат на экран с помощью функции print. Вот, как это будет выглядеть:
результат = 2 > 4
print(результат)
Впишите этот код в компилятор и запустите его.
Если значение переменной является истиной, программа вернет результат True. Если же значение окажется ложью, программа вернет False.
Ну как? Что возвращает программа?
А теперь подставьте остальные значения из списка, одно за другим, запускайте код и наблюдайте за результатом, который возвращает программа.
Вот так и работает булева логика в Python.
Но что, если мы попробуем сравнить строки? Попробуйте сравнить яблоки с апельсинами, используя следующее значение в переменной:
результат ="яблоки"=="апельсины"
print(результат)
Запишите этот код в компилятор и запустите его.
А теперь сравните яблоки с яблоками:
результат ="яблоки"=="яблоки"
print(результат)
Видите результат?
Теперь Вы знаете, что в программировании булева логика работает не только с числовыми, но и с другими форматами данных.
3. True и False в переменных
Как Вы уже заметили, мы можем хранить результаты сравнений, которые возвращают True или False в переменных.
Давайте рассмотрим эту тему подробнее вот с таким примером:
результат ="яблоки"=="бананы"
print(результат)
Давайте впишем этот код в компилятор и запустим его.
В этом коде мы создали переменную с именем “результат”, и присвоили ей логическое значение от сравнения двух строк «яблоки» и «бананы».
Затем мы спустились на одну строку вниз, и вывели значение переменной “результат” на экран, передав имя переменной в скобки функции print. Которую мы перед этим создали.
Правда, не сложно?
А теперь измените код, указав, что яблоки и бананы не равны. Вы уже знаете как это делать:)
Что теперь возвращает программа?
4. Сравнение переменных в Python
Мы можем сравнивать не только числа и строки, но и целые переменные!
Посмотрите, как это можно сделать:
игра ="Dota"
результат = игра =="FIFA"
print(результат)
Но, прежде чем записать это пример в компилятор и запустить его, подумайте и скажите, какой результат он вернет? True или False?
Решили? А теперь давайте посмотрим правильно Вы решили, или нет:
Как видите, сначала мы создали переменную под названием игра и присвоили ей значение сроки “Dota”.
Затем мы спустились на одну строку ниже, и создали вторую переменную по имени результат.
После этого мы присвоили переменной результат логическое значение от сравнения нашей первой переменной — игра, со строковым значением FIFA.
Затем мы спустились еще на одну строку ниже, и вывели значение переменной результат на экран, с помощью функции print.
А так как значение нашей переменной игра равно строке Dota, а не строке FIFA, то программа вернула False.
Ну как? Совпало Ваше решение с ответом программы?
Давайте теперь закрепим пройденный пример. Возьмите наш код, и напишите на его основе свою версию программы для создания и сравнения двух переменных.
Меняйте что угодно по вашему желанию: имена переменных, их значения. И конечно операторы сравнения.
5. Программа для проверки пароля
Ну и в завершение пройденной главы, давайте отработаем очень упрощенный пример из реальной жизни: Программа, которая проверяет правильность введенного пароля:
пароль ="рыба-меч"
приветствие = пароль =="рыба-меч"
print(приветствие)
Введите этот код в компилятор и запустите его.
Давайте рассмотрим все по порядку.
В первой строчке мы создали переменную — пароль, и присвоили ей значение — рыба-меч.
Затем на второй строчке мы создали новую переменную по имени приветствие. И присвоили ей логическое значение, которое сравнивает значение переменной пароль и строку “рыба-меч”.
И, наконец, в третьей строчке мы вывели на экран результат логического сравнения из второй строчки.
Поскольку в качестве оператора сравнения мы использовали == (Равно), а значение переменной пароль действительно равно строке “рыба-меч”, то, переменная приветствие вернула True.
Таким образом, можно представить, что:
“рыба-меч” из первой строчки — это пароль, который хранится в базе паролей.
“рыба-меч” из второй строчки — это пароль, который вводит пользователь, чтобы войти в личный кабинет.
приветствие = пароль == из второй строчки — это код, который сверяет пароль от пользователя с паролем из базы.
А print(приветствие) из третьей строчки — это всего лишь функция, которая выводит результат сверки на экран. True, если пароли совпадают, или False, если пароли не совпадают.
Теперь измените “рыба-меч” из первой или второй строчки на любое другое слово или словосочетание, и перезапустите программу. Программа должна вернуть False, так как пароли больше не совпадают.
Этот пример является упрощенным представлением того, как программисты используют булеву логику и операторы сравнения в Python для задач, связанных с авторизацией пользователей в приложениях.
6. Итоги пятой главы
В пятой главе Вы сделали следующее:
1. Узнали, что такое булева логика в Python;
2. Научились применять операторы сравнения;
3. Познакомились с логическими значениями True и False;
4. Научились использовать логические значения в переменных;
5. Узнали, как программисты используют булеву логику для авторизации пользователей.
Поздравляю! У Вас отличный прогресс! А теперь давайте применим булеву логику в более сложных примерах.
Это мы сделаем в следующей главе — Условные заявления в Python.
7. Тест пятой главы
Вопрос 1: Этот код хранит результаты сравнения двух строк, «яблоки» и «апельсины», в переменной по имени результат, а затем выводит значение переменной на экран. Но код перепутался. Расположите фрагменты кода в правильном порядке.
1. Результат
2."апельсины"
3. (результат)
4. =
5."яблоки"
6. print
7.!=
Вопрос 2: Этот код сравнивает две переменные. Какой результат вернет код, когда мы запустим программу?
машина ="Tesla"
результат = машина =="Toyota"
print (результат)
Вопрос 3: У булевой логики есть логические значения. Их всего два. Подставьте правильные определения для каждого из двух значений.
Когда условие оказывается правдой
Когда условие оказывается неправдой
True
False
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других