Книга «Вечное сокровище: Свет Преображения» представляет собой сборник 112 кратких богослужебных слов митрополита Омского и Таврического Владимира на каждодневное литургическое Апостольское и Евангельское чтение в течение восьми (9–16) недель по Пятидесятнице, произнесенных в разные годы. В этих проповедях святоотеческая экзегеза совмещается с современной духовно-нравственной проблематикой, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора. Книга предназначена для самого широкого православного читателя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вечное сокровище: Свет Преображения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Слово 10
О краеугольном камне
В четверг десятой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Потому сказываю вам, что отнимется у вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф. 21, 43–46), прозвучавшем за Божественной Литургией, Господь наш Иисус Христос образно назван краеугольным камнем, находящимся в основании всей человеческой жизни и Святой Церкви. Слово Божие вещает, что тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит.
Иисус Христос назван камнем по двум важным причинам. Во-первых, для всех верующих Он — прочное и важное основание, суть нашей веры и деяний, к которым эта вера призывает. Стоящие на этом камне не упадут в бездну порочного и суетного мира, сумеют удержаться от соблазнов и козней врага рода человеческого. Без Господа нашего и вся жизнь не имеет смысла, потому что Он — Основа всех основ, главное Сокровище, которое мы приобретаем, прочная защита и неиссякаемая помощь верным чадам Церкви Христовой.
Во-вторых, Христос именуется камнем потому, что как всякая вещь разбивается при ударе о камень, не принося ему никакого вреда, так и люди, живущие нечестиво, отвергающие Бога и выступающие против христианства, терпят позорное поражение, разбиваются о краеугольный камень Церкви Христовой, но не могут причинить ей вреда. Кто дерзновенно рискнет грехами своими противиться Божественной воле и упадет на Него, тот разобьется. На того же, кто вообще отрицает Бога, становится противником Всевышнего, Сам камень упадет и в результате раздавит.
Но, даже когда разбитый предмет распадается на осколки, все-таки еще остается надежда его склеить, восстановить. Вот и человека можно исцелить покаянием и милосердием Божиим. Он ошибается, он действует по суетным потребностям мира сего и по желаниям плоти. Он в греховном забытьи не думает о Боге и о наказании за грехи. Но все это до поры, пока однажды не набьет себе шишки и ссадины, пока он сильно не разобьется о камень… Вот тогда-то, в самую трудную, критическую, близкую к погибели минуту, он и придет к искреннему и истинному покаянию. Слезами раскаяния можно омыть самую скверную душу. Принести Господу свое смирение, угрызения совести, желание исправиться, чтобы в дальнейшем не призрачным химерам земного бытия служить, а Богу, памятуя о спасении души и будущей блаженной вечности в Царствии Небесном. Разбитого грехами, но покаявшегося человека можно «склеить» и восстановить неизреченным Божиим милосердием.
А кто может быть раздавленным этим великим камнем?
Это участь противников Бога, пособников врага рода человеческого, всех тех, кто не просто мешает, но противоборствует распространению Святого Евангелия, отрицает слово Божие, не признает Господа нашего Иисуса Христа. Когда-то таковыми оказались вожди иудейские, которые отвергли Мессию, не приняли Божественного Сына, распяли Его на кресте.
Также может быть раздавлен всякий человек, сознательно совершающий зло и противящийся Богу. Он совершает беззакония и не задумывается над тем, насколько его поведение омерзительно в очах Господних. Таковому проще воссылать хулу на Небо: «Где обещанные мне блага? Почему Бог не исполняет того, что я прошу? Не значит ли это, что Бога просто нет?» И так далее, до исступления, до полного оскудения души. Подобные отступники от Бога существовали всегда. И во время земной жизни Иисуса Христа, конечно же, тоже. Им, вождям иудейским, лицемерам, прикрывающимся чистотой веры, но преследующим только свои личные цели, Господь говорит: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его…
Услышав это, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит. В ответ люди эти преисполнились злобы, сердца их заклокотали от ненависти, они всей душой возжелали тут же разделаться со Христом — убить, уничтожить, стереть Его с лица земли. Как свидетельствует Святое Евангелие, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
Жестокосердие, неверие и крайняя порочность не позволяли первосвященникам и фарисеям увидеть и признать в Иисусе из Назарета Мессию, Божественного Сына, посланного с Небес для спасения рода человеческого. Однако по логике суждений они понимали, что перед ними Человек непростой, Которого народ слушает. Но народом можно руководить, можно направить его в нужное русло. И он сделает то, чего захотят они, первосвященники. И тогда все эти сегодня столь восторженно слушающие Христа люди в один голос вынесут Ему страшный приговор: Распни, распни Его! (Лк. 23, 21).
Просто нужно подождать… Страшный, коварный, но очень продуманный план вынашивали первосвященники, и, как мы знаем, он удался вполне.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Евангельское повествование о великом краеугольном камне и о тех, кто о него разобьется, можно соотнести с тремя пророческими текстами Ветхого Завета.
У пророка Исаии есть такое место: Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены (Ис. 8, 13–15). Еще одно пророчество находим в книге Исаии: Вот, я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный (Ис. 28, 16). И наконец, третье описание камня находим у Даниила (2. 34, 44–45): в нем говорится о камне, оторвавшемся от горы и разбивающем врагов Божиих.
Ветхозаветные пророчества воплотились в Господе нашем Иисусе Христе — основополагающем камне нашего спасения и основания мироздания, Церкви Христовой и краеугольном камне, лежащем в основе и связывающем все воедино.
Тот, кто отказывается от Него, неизменно разбивается о каменную твердость Божественной Истины и закона Божиего. Тот же, кто являет открытое неповиновение Господу, сам лишает себя истинной жизни, так как раздавливается тяжестью навалившихся неразрешимых проблем. Потому что без Бога жить невозможно!
Противоборствующий не только раздавливается как личность и образ Божий, но перестает быть человеком, подчиняясь только низменным, плотским инстинктам, служа греху, потворствуя земным привязанностям и собственным порокам. Становится плотью, как животное… и иногда даже хуже животного…
Быть может, нам, современным христианам, описанная в Евангельском чтении картина кажется слишком страшной и мрачной. Но всякий иудей, которому адресовано было слово Божие, знал значение этих пророчеств. Тем более разумели о том первосвященники и фарисеи, призванные просвещать народ. Но нет, воспротивились сбывшимся пророчествам вожди иудейские, не приняли, отвергли Господа нашего Иисуса Христа! Отвергнув же Божественного Сына, отвергли и Его Отца! Вот к чему это привело. Так, смертельным оказывается заблуждение о собственной исключительности, желание оставаться непогрешимым в глазах народа.
Спаситель — краеугольный камень каждой верующей души. Пока Он в душе, пока пребывает в нерукотворном храме нашего сердца, нам ничего не страшно ни в этой жизни, ни в будущей. Господь с нами во все дни. По неизреченному Своему обетованию. Он — наша Сила, Надежда, Упование.
Только ведь бывает, братья и сестры, что, даже не задумываясь, грехами своими, нарушением Божественных заповедей, оскудением любви мы сами отказываемся от Христа, нарушаем Его заповеди. Перестаем бодрствовать на страже своей души и тут же впадаем в глубокий сон духовного равнодушия.
Господь к нам устремляется, но мы Его отталкиваем! Мы не понимаем того, что в этом случае нависает над нами грозная сила, готовая вот-вот рухнуть на нас и — раздавить. Мы обижаемся на обличения духовных отцов, говорящих нам об опасности, на добрые советы ближних, обеспокоенных за нас. Мы начинаем считать друзей чуть ли не врагами… В любую минуту способен поразить нас, грешников, справедливый гнев Божий, в любую минуту скала может обрушиться на нас. Только мы продолжаем успокаивать себя, — авось минует, авось обойдется!
Досадное и опасное заблуждение…
Слово Божие, прозвучавшее сегодня, взывает не только к нашему разуму, но и к душе и к сердцу. Научимся смотреть правде в глаза. Научимся каяться в грехах, смиренно и правильно воспринимать справедливые обличения. Научимся не осуждать людей, стремящихся нам помочь, но винить себя за творимые беззакония. Научимся любить Господа не только на словах, но выражать нашу христианскую любовь конкретными делами добра и милосердия. Научимся верить истинно, искренне и несомненно. И тогда Господь, краеугольный камень всего важного и необходимого, будет всегда с нами — и в Церкви Христовой, и в нерукотворном храме каждой верующей души. Недаром апостол Павел писал: Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Нет ничего выше, прекраснее и радостнее этого святого единения, дарующего нам вечную жизнь благодатию и человеколюбием Бога и Отца, Которому слава, честь и поклонение подобают вместе с Единородным Его Сыном и Всесвятым Духом во веки.
Аминь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вечное сокровище: Свет Преображения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других