Книга «Вечное сокровище: Свет Преображения» представляет собой сборник 112 кратких богослужебных слов митрополита Омского и Таврического Владимира на каждодневное литургическое Апостольское и Евангельское чтение в течение восьми (9–16) недель по Пятидесятнице, произнесенных в разные годы. В этих проповедях святоотеческая экзегеза совмещается с современной духовно-нравственной проблематикой, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора. Книга предназначена для самого широкого православного читателя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вечное сокровище: Свет Преображения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Слово 11
О клеветах на апостола
В пятницу десятой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», — ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня нашему вниманию был предложен за Божественной Литургией довольно сложный для понимания отрывок из Апостольского чтения (см. 2 Кор. 1, 12–20).
Благодать Божия, излитая на апостола Павла в его духовном служении, снабдила его чистой и возвышенной мудростью, не отягченной ни житейской плотской мудростью, ни славой и почитанием человеческого общества, ничем личным или эгоистическим. При этом слова апостола не расходятся с делом. И потому он вправе писать христианам Коринфа: Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. То есть слава совести заключается в ее чистоте и незамысловатости.
И поскольку речь идет не о мирских проблемах, но о духовном совершенствовании, Павел подчеркивает предрасположенность ее по благодати Божией, когда все совершается не по мудрости людей, а по Божественному произволению, от Евангельского предания. Ведь проповедь, если она близка к человеческой мудрости и происходит от личного движения души, может задеть слушателей тем, что несет в себе некое определенное эгоистическое начало. И таких проповедников, лже учителей было немало в Коринфской церкви. Они умели очень хорошо говорить, но делали это не во славу Божию, а для собственного тщеславного возвышения. Страшным было то, что подобные ложные вещатели могли совратить неокрепшие в христианской вере души, увести от пути спасения в еретические дебри.
Апостол Павел никогда не искал людской славы. Но чем более он бежал от нее, тем настойчивее она следовала за ним. Хотя, конечно, апостол не мог и не хотел удовлетворяться судом человеческим и мнением общественным. Это для него не было важным. Апостол служил Божественной Истине, выполнял то, к чему призывал его Господь, не задумываясь, усилит ли он при этом свой личный авторитет и уважение.
Павел уже призывал однажды: Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом (Гал. 6, 4). Однако добродетель никогда не гоняется за славой, но неизменно обретает ее.
Истинность дел милосердия и любви не в том, чтобы ими прославиться, но чтобы помочь, проявить сострадание, оказать милость другим. И тогда благодарные сердца тех, кому помогли, конечно же, возгорятся ответным добрым чувством. И потому, когда мы не просим почестей, более того, даже забываем о них, игнорируем их, они приходят.
Плотская же мудрость есть преуспевание в делах вещественных, суетных, мирских, стоящих далеко от Бога. Кто обладает плотской мудростью и, будучи доволен сам собой, не ищет мудрости духовной, фактически отвергает эту мудрость духовную.
Апостол Павел, не примешивая к благовестию слова Божиего ничего своего, хочет донести до духовных чад всю полноту Божественного знания: И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1, 13–14).
Христианская вера должна выражаться не только в словах. Этого мало. Нужны дела, в которых она плодовито проявится, чтобы конкретные деяния подтверждали то, что произносится в словах проповеди и духовного наставления.
Гармония христианского учения выражается в тесном единстве слова, помышления и действий каждого члена Святой Церкви. Так, блаженный Феодорит Кирский пишет: «Мы не одно думаем, а другое проповедуем, как некоторые пытаются оклеветать нас. Об этом свидетельствует действительный опыт».
Апостол, свидетельствуя сам о себе и выражая похвалу, хотел подчеркнуть, что его слова — не хвастовство, поскольку они не противоречат действительности. И многие христиане Коринфа уже успели это понять. Потому что Послания святого апостола совершенно согласовывались с действительным образом его жизни, с его убеждениями и деяниями.
Павел надеялся, что коринфяне не поверят лжи и клевете, которые распространялись вокруг его имени. Как наставник, он уповает на успехи тех, которые уже сами сумели достигнуть, при его непосредственном участии, определенных высот в вере и благочестии. Потому и апостольскую славу свою он усматривает в послушных и вдохновенных духовных чадах, которые смогут, смело и дерзновенно, предстать в грядущем пред лицом Божиим, дабы понести достойный ответ и наследовать блаженную вечность.
Поскольку христиане Коринфа послушались его и встали на путь исправления, апостол Павел желал посетить их. Но радостная встреча откладывалась. С одной стороны, ему хотелось застать их в еще большем совершенстве и согласии. С другой стороны, апостол сам себе не принадлежал. В путях странствия, благовестия и духовного просвещения им руководила Божественная воля через благодать Святого Духа, направляющая в путешествиях его стопы. В этом не было ничего необыкновенного или странного. Просто вся жизнь апостола Павла посвящалась делу христианской проповеди и подчинялась Промыслу Божиему. Если раньше апостол считал, что коринфяне еще не готовы встретиться с ним, то теперь он указывает на желанность встречи, чтобы, приняв его, духовные чада получили вторую благодать.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Что означает вторую благодать? Чтобы вы получили двойную благодать: одну — от Послания, а другую — от присутствия. Благодатью же он называет здесь радость».
Апостол Павел возвещает христианам Коринфа о своем намерении сначала посетить их, потом пройти в Македонию, из Македонии же опять придти к ним, чтобы они проводили его в Иудею. Намерение намерениям рознь. Понимая это, апостол вопрошает: Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил?
Не всегда желания людей согласуются с волей Божией. Жизнь апостола Павла полностью, без остатка была посвящена Богу. И если он не выполнил задуманного ранее, то тому помешали более важные и значимые дела, предназначенные для спасения и духовного просвещения людей. Потому Павел говорит: так что у меня то «да, да», то «нет, нет».
Он есть служитель Духа Святого, Которым водим и управляем. И потому — не имеет власти идти, куда сам хочет, но только туда, куда призовет его Господь.
Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, — пишет апостол Павел, — мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; в Нем было «да», — ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас.
Человек может изменить свое намерение благодаря каким-то обстоятельствам, но все, что относится к Господу и проповеди учения Христова, незыблемо, потому что верно, ибо верен Бог.
Святитель Иоанн Златоуст так пояснял это трудное для понимания место из Послания апостола Павла: «Его слова означают следующее: обещание придти было мое, то есть я обещал это от себя; проповедь же — не мое дело и не человеческое, но Божие. А что от Бога, то недоступно лжи и обману».
Господь никогда не желает людям ничего иного, кроме пользы и добра. Потому и воля Божия, неизменная и непререкаемая, всегда находится в гармоничном согласии, в отличие от колеблющегося и сомневающегося человеческого волеизъявления, очень часто неоправданного, хаотичного, следующего греховным страстям и порывам. Всякий человек, как бы он ни старался вести праведную и богоугодную жизнь, все-таки способен солгать или слукавить. Слово Божие не обманывает никогда. Оно не может лгать! И потому в Господе нашем Иисусе Христе слились во единую правду все обетования Божии. Все в Спасителе «да» и в Нем «аминь».
Апостольская проповедь содержит обетования, ниспосланные от Господа.
Благовестники, как Божии служители, многое обещали в своих проповедях. Так, святитель Иоанн Златоуст говорил, что «…они говорили о воскресении, и о вознесении, и о нетлении, и о великих наградах, и о неизреченных там благах». По мнению святителя, «…эти обетования апостол называет непреложными и говорит, что в них не было «да» и «нет». То есть: что я вам говорил, то не было иногда истинно, а иногда ложно, как мое обещание придти к вам, но всегда истинно». Другими словами, человек может говорить неправду и ошибаться, но Божии обещания и слова всегда верны и преисполнены исключительной правды.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Апостольское чтение, прозвучавшее для нас сегодня, напомнило нам о тех обвинениях, которые некоторые христиане Коринфа выдвигали в адрес апостола Павла. Были люди, стремящиеся клеветой запятнать чистое апостольское имя.
Почему так происходило? Потому что преданностью своей Господу и исключительностью жизни Павел завоевывал большой авторитет у христиан разных общин. Его обоснованно считали лучшим духовным наставником и проповедником. Но и в Коринфской церкви находились завистники. Они, например, говорили, что есть некая часть жизни Павла, которую он скрывает. На это же апостол отвечал тем, что всегда жил в открытой простоте и богоугодной искренности. Коварные помышления, хитросплетения и злые умыслы были чужды ему.
Еще одно обвинение коринфян состояло в том, что апостолу Павлу приписывали в действиях особую, неведомую хитрость. Но апостол отвечал и на это, изъясняя, что все его поступки определялись не собственною волей, но Божественной благодатью. А потому в них просто не может быть скрытых мотивов. К сожалению, в нашей с вами жизни зачастую происходит по-другому. Бывает, мы делаем что-то доброе не просто так, не ради Бога, а с определенным личным эгоистическим расчетом. Даже в нашем милосердии можно иногда обнаружить примесь тщеславия или самовосхваления. Возможно, окружающие люди даже этого не заметят, будут даже хвалить нас и восхищаться. Но Создатель-то видит, с каким сердцем мы совершаем благое начинание. Господь внимает намерению, тому, какое оно на самом деле — доброе или преисполненное лицемерия. И оказывается, что совсем бескорыстные действия, а тем более намерения, довольно редки! Даже в среде верующих людей. Даже среди нас с вами, братья и сестры!
Искренность и чистота появляются лишь тогда, когда полностью отвергаются земные привязанности, наше «эго», а все мысли, чаяния, чувства и действия устремляются только к Богу. Святитель Феофан Затворник пишет: «Последняя цель человека — в Боге, в общении или живом единении с Богом. Созданный по образу и подобию Божию, человек по самой природе своей из Божеского рода. Будучи же рода Божиего, он не может не искать общения с Богом, не только как со своим началом и Первообразом, но и как с верховным благом. Потому что сердце наше бывает довольно только тогда, когда обладает Богом и Бог обладает им».
Клеветники искали скрытый умысел не только в делах апостола Павла, но и в его словах, в тексте его Посланий. Однако в словах апостола не было скрытого смысла, потому что он всегда вкладывал в них истинное значение, не вызывающее противоречий. Не каждый человек способен на это.
Слово обладает особой, непостижимой силой. Слова способны поддержать и поднять отверженных, но также могут и больно ранить, и унизить, и оскорбить. Можно грешить не только действиями, но и словом. Еще апостол Иаков определил значимость языка и слова: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный (Иак. 3, 2).
И как же много зол в нашей жизни, братья и сестры, от необузданного языка! Авва Иперхий утверждал, что «…не удерживающий языка в гневе не может удержать и страсти». Это так, поскольку очень часто от нечестивых слов мы переходим к неправедным действиям. И потому — остерегаясь этого — будем вместе с псалмопевцем Давидом восклицать: Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих (Пс. 140, 3).
Апостольское чтение, которому мы внимали сегодня, убеждает нас в том, что апостол Павел действительно служил и служит примером для всякого христианина, потому что в жизни своей не имел ни скрытых поступков, ни скрытых мотивов поведения, ни скрытого смысла произнесенных слов. Только искренне любящий Бога человек может так хранить свою душу, ум и язык от греха.
Если кто не приносит Господу в жертву своего сердца, если не старается жить согласно учению Христа, искренне и истинно верить, творить дела любви, добра и милосердия, то ничем иным он не сможет доказать своей принадлежности к христианам. Такой человек еще ничего не сделал для спасения души, для живого единения с Богом.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Жизнь есть сила действовать. Жизнь духовная есть сила действовать духовно, или по воле Божией. Такая сила потеряна человеком, и пока снова не дастся ему, он не может жить духовно, сколько бы ни полагал намерения. Вот почему излияние благодатной силы в душу верующего существенно необходимо для жизни истинно христианской. Истинно христианская жизнь есть жизнь благодатная. Возводится человек до святой решимости, но, чтобы он мог и действовать по ней, необходимо, чтобы с его духом сочеталась благодать». Да будет так и с нами!
Аминь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вечное сокровище: Свет Преображения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других