Вниманию читателя предлагается книга известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, недавно почившего архимандрита Троице-Сергиевой лавры о. Наума (Байбородина) (1927–2017), о внутреннем аскетическом делании христианина и достижении на этом пути духовного совершенства. Умение управлять своей душой святые отцы называли наукой из наук и высшей премудростью. «Любовь к мудрости» – так переводится греческое слово «философия». Что же такое «философия духа»? Что входит в эту «научную дисциплину»? Борьба со страстями, стяжание нерассеиваемого внимания и молитвы, исцеление души и обóжение всего человека – вот чему учат нас святые отцы и подвижники, сами деятельно проходившие эту науку. В книге собраны советы святых отцов, творения которых составляют «Добротолюбие», по вопросам, интересующим всех, кто старается вести духовную брань ради своей души и победить в ней.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия духа отцов «Добротолюбия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Преподобный Антоний Великий[1]
Всеблагий Бог в Совете Своем положил обо́жить человека, учит преподобный Антоний Великий. Истинно словесным человеком он называет лишь того, кто повинуется и угождает Богу. Человек должен стяжать добродетели, а стяжания имений и богатства вовсе не желать.
Бог сделал душу свободной и самовластной в делании добра или зла. Душа состраждет телу, тело же не сострадает душе, но пребывает само по себе, особо, оставаясь позади души, страждущей болезненными помышлениями неведения, гордыни, неверия, ненависти, зависти, гнева, нерадения, тщеславия.
Жизнь — это соединение ума, души и тела. Ум — дар Божий, спасающий душу. Ум боголюбивый советует душе не искать временное, вещественное, тленное, но возлюбить вечное и нетленное благо. Боголюбивый ум спасает душу и тело — всего человека. Душа в теле, в душе ум, в уме слово. Бог сотворил человека самовластным, и человек, если хочет, может угождать Ему.
Слово — служитель ума. Что хочет ум, то и слово вещает.
Ум — душевное зрение. Ум все видит. Глаза видят лишь видимое, ум же и невидимое постигает. Боголюбивый ум — это свет души, и имеющий его сердцем просветится и узрит Бога умом своим.
Бог для человека сотворил небо, украсил его звездами, для человека сотворил землю. Душа живет в этом мире, как рожденная, ум же превыше мира, как нерожденный. По телу человек смертен, по уму же и слову бессмертен. Душе, исполнившей в теле определенный от Бога предел, подобает из тела выйти.
Благочестие — это творение воли Божией, а это и есть ве́дение Бога. Ум в чистой и боголюбивой душе зрит Бога и Промысл Божий. И только с человеком, единственным словесным животным, беседует Бог.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия духа отцов «Добротолюбия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других